Челябинский глобус. Заглавная страница

Духовная сфера
*Музыка
*Вернисажи
*Театральная сцена
*Литература
*Фестивали
*Гастроли

Молодежная жизнь
Запасники
*Золотая серия
*Записи
*Новинки издательств
*Музыкальная правда
*Частное мнение
*Знай наших!

Спортивная страница
Поддержка
*Содействие-Холдинг

Редакция
*Влад Феркель
*Дмитрий Латухин

 

Gif

 
 
 
 
 
 
 
Спортивные клубы
Предыдущие статьи
Версия для печати
Спортивная страница

 

На байдарке. По Байкалу

На байдарке. По Байкалу.
От Челябинска до Москвы.

Валерий Давыдов -- человек-шатун. Масса покоя, как у электрона, равна нулю. Родился в сороковом году в Челябинске, после войны семья уехала в Среднюю Азию, в город Ош. Потом жил в Астрахани, на Кубани, на Дальнем Востоке. Закончил школу в Приморском крае, Учился в Хабаровском политехническом, перевелся в Казанский авиационный, попал на ракетную специальность "Динамика полета и управления летательными аппаратами", стал ракетчиком и в 1965 году приехал в Миасс. В уральский город Миасс, на фирму Макеева, которая сейчас называется Государственный ракетный центр. Он тридцать с лишним лет проработал в этой фирме, создавая ракеты для подводного флота.

И, достигнув возраста "за шестьдесят", вскопал на даче грядки, сказал жене: "Расти огурцы и помидоры, а я вернусь в сентябре", ушел на Байкал. Нет не жить и не простым туристом, решившим посмотреть на единственное в своем роде озеро-море. Валерий Николаевич решил не больше ни меньше как пройти по периметру озера на байдарке. И прошел. О том и рассказ.

Почему ни раньше и не позже? Вот как он это объясняет:

-- Начиная с 1968 года я часть отпусков проводил в походах. Была хорошая компания. Мы прошли восемь походов на Дальнем Востоке, в Приморском крае, три раза были на Севере, был на Алтае, на реках Урала, был в Сибири. И всегда теплилась мечта побывать на Байкале. Чтобы сходить на Байкал обычного отпуска мало. Подъезды, отъезды -- и ничего не остается. Когда-то нужно было найти три месяца. Перевалив рубеж пенсионного возраста, пока еще сохранились здоровье и силы, я воплотил свою мечту.

По жизни я человек бродяжный,═очень люблю природу, лес, часто хожу один, иногда с компанией, вожу детей, школьников на Таганай, на Зюраткуль, в наши знаменитые уральские места.

Учась в Хабаровском политехническом, я был неплохим лыжником, выступал за зону Сибири и Дальнего Востока.

Волей случая мне повезло заняться планеризмом. И в Хабаровске я стал летать на планерах, которые делали в Казани. Это меня подвигло перевестись из Хабаровского политехнического в Казанский авиационный. К авиационной практике я возвращался трижды и, возможно, возвращусь еще.

С 1979 года мы с приятелем увлеклись автоспортом. Не профессиональным, а любительским. На личных машинах мы девять лет гонялись в ралли. Это чисто мужское занятие. Красивое занятие для мужиков, когда ночью идешь 750 километров по легенде, по незнакомой трассе, не зная куда. Дождь, слякоть, непогода...

Занимался горными лыжами. Это сплав духовного отдыха и красоты. Человек, овладевший горными лыжами чувствует себя, как птица в полете. Я тридцать лет занимаюсь горными лыжами. Сыновья и внуки пошли по моим стопам. В позапрошлом году в Шарегеше на Западных Саянах мы катались все вместе. Пять мужиков, пять Давыдовых: дед впереди, сзади два сына, за ними два внука. Много катался на Кавказе, на Чегете. Дважды катался с Юрием Иосифовичем Визбором.

-- Когда в этом списке появилась байдарка?

-- В 1967 году мы первый раз пошли на Север. По северным рекам, впадающим в Обь, с Приполярного Урала мы разработали трехсотпятидесятикилометровый кольцевой маршрут и прошли его на байдарке. Потом я часто возвращался к этому плавсредству. Байкал я прошел на байдарке. Местные жители очень сомневались, что можно на таком утлом, по их понятиям, суденышке пройти такое, я бы даже озером Байкал не назвал -≈ море. Море со своим штормами, своими непогодами. У меня за плечами пятнадцать походов на байдарке. Я в это судно верю. Оно себя прекрасно зарекомендовало. Лодка на вид невзрачная берет на себя 400 килограммов груза, Если умеешь управлять, для нее метровая штормовая волна -- не проблема.

Всякий хороший поход начинается с отличной подготовки. Еще не побывав ни разу в тех местах, куда он собирался поехать Валерий Давыдов взялся за бортжурнал будущего путешествия. Тут сильно помог штурманский опыт авторалли. Нужно было составить подробнейшую легенду маршрута, расписать все ориентиры, все деревушки, маяки, мели, речушки и ручейки. Маршрута протяженностью более двух тысяч километров(!).

-- Легенда путешествия по периметру озера Байкал с 1 июня 2001 года по первое сентября 2001 года. Легенда разработана на базе туристической схемы-карты с масштабом в одном сантиметре пять километров... Разработчик легенды и автор путешествия я.

Слева всегда озеро Байкал, справа какие-то населенные пункты. Километраж от ориентира до ориентира. и суммарный километраж. А дальше все стоянки и ночевки.

Начал я со станции Слюдянка Транссибирской магистрали. Номер 1. Красненьким кружочком помечен населенный пункт Слюдянка "0" километров. Дальше Сухой ручей -- 4 километра, Буровинино -- 6 километров... И идет суммарный километраж. И так весь Байкал. Все. что я должен был пройти, все нарисовано. Вот Ангара. И вот конец. Снова Слюдянка. Итого 2085 километров по карте. Шестьдесят девять населенных пунктов, 76 значимых речек.

С этим журналом Давыдов и прошел все километры, все населенные пункты, все речки. Что-то уточнилось. Что-то наяву совсем иначе чем на карте. Весь реальный маршрут тоже подробно записан в бортжурнале. А еще в журнале хранится эдельвейс. Обычно он растет на высоте двух с половиной, трех, четырех тысяч метров. И эдельвейс растет на берегу Байкала.

Это бортжурнал начинается со станции Слюдянка, а само путешествие началось в Екатеринбурге,═где в конце мая друзья погрузили Валерия Николаевича со всем скарбом на поезд "Россия", следующий от Москвы до Владивостока. И пошло-поехало. В первой точке маршрута был 29 мая. Осмотрелся, проверил снаряжение и... первая запись в бортжурнале и первая телеграмма: "Стартовал первого из Слюдянки. Байкалец". Время на часах 10.00.

-- Я начал 1 июня из юго-восточного берега со станции Слюдянка. Двигаясь по восточному берегу Байкала я прошел довольно неинтересный участок: тут железная дорога и весь берег огорожен бетоном, для того, чтобы не разрушило железную дорогу. Еще царскую дорогу. Там параллельно идут две дороги: одна царская, а другая -- современная. Поезд: "Ту-ту!" Ты помахал.

Очень интересное место ≈ дельта Селенги. Железная дорога здесь уходит в сторону. Уникальное место, это заповедник. Я хотел лезть в протоку. Мне никто не посоветовал. Сказали, что там все меняется каждый год. Заблудишься, иди морем. И я шел морем, маялся, мели, камыши. Все-таки влез в протоки. Здесь на маяке Хараус была интересная встреча. Раньше там была деревня, сейчас стоит один маяк. Живет там мужик -- речник в пятом поколении. Речники пропускают суда из Байкала вверх по Селенге.

После Селенги залив Провал. В 1862 году от землетрясения здесь провалилось дно, и три деревни ушли под воду. Грунт опускался довольно медленно, люди успели уйти. До сих пор в ясную погоду на дне видна церковь.

Гора Давыдов. В царское время был геодезист, топограф Давыдов, он изучал эти края, и одну из вершин, самую высокую в этом районе назвали его именем.

Потом Гремячинск -- одна из самых красивых деревень. Ухоженная, чего не скажешь о всех других населенных пунктах, мимо которых я проплывал.

Залив Усть-Баргузин. Сюда впадает речка Баргузин. Там в качестве пассажира ко мне присоединился старший сын Дмитрий. Усть-Баргузинский залив и мыс Святой нос. Здесь можно было перейти по косе 12 километров и уйти в Чуваркуйский залив, но поскольку полуостров Святой Нос очень красив, я принял решение идти вокруг морем: на Нижнее изголовье, потом Святой нос, Верхнее изголовье, потом весь Чуваркуйский залив...

За заливом южный кордон Баргузинского заповедника. Там интересная женщина живет. Она метеоролог. Муж ее в прошлом году утонул в Байкале. Весь берег Байкала уставлен памятниками. Я спросил: что так много памятников? Ответили: "Николаич, если поставить всем, то будет сплошняком стоять". Столько народу погибло на Байкале.

Потом Даша. Это штаб-квартира Баргузинского заповедника. Сам заповедник был создан для сохранения баргузинского соболя. Соболь в спокойной обстановке размножается и расселяется по окрестностям. В окрестностях на него охотятся, а в заповеднике -- нельзя.

Томпа. Когда-то большая деревня 100≈150 дворов, сейчас живет всего одна семья метеорологов.

Хакусы.═Это вотчина городов Нижнеангарска, Северо-Байкальска. Чем знамениты Хакусы: прекрасный дом отдыха, самый мощный источник горячей воды. Четыре тысячи кубометров в сутки давит этот источник. Вот такая струя горячей воды прет. Тут же сделаны ванны. Взяли с нас по 38 рублей за купание. Накупались в этих Хакусах, ночевали. Там же мы повстречали правнуков капитана ледокола-парома "Байкал". Изготовлен теплоход был в Англии. Было два таких ледокола: один ≈ на Великих озерах Америки, а другой на Байкале. В 1900-м году железная дорога подходила к станции Байкал, а дальше вагоны и людей грузили на ледокол. "Байкал" брал на себя 27 железнодорожных вагонов и 1000 человек. Он обеспечивал перевозку вагонов, паровозов и людей на другой берег озера, где железная дорога продолжалась до Владивостока. "Железки-кругобайкалки" тогда не было, она построена только в 1905 году. Капитан Алексеев ходил на "Байкале" восемнадцать лет и погиб вместе со своим кораблем, когда судно было расстреляно в 1918 году в Танхое с катера "Бурят". На борту было много горючих материалов: бочки с бензином... и теплоход сгорел. После этого был сделан еще один ледокол "Ангара", поменьше. Сейчас "Ангара" стоит в Иркутске в качестве музея.

Бухта Аяя. (Это уже почти самый север Байкала). Красивейшая бухта. Как фиорд. Вдающаяся в горы километра на три, скалы. Довольно безлюдное место. Потом мы пришли в низовья Верхней Ангары. Говорят, что в Байкал впадает триста рек, а вытекает одна Ангара. Но есть и другое мнение, что Байкал ≈ это разлившаяся Верхняя Ангара, которая переливается через край, образуя Ангару.

Нижнеангарск, потом Северо-Байкальск (БАМ), потом Байкальское. Дальше начинается километров 350 Прибайкальского национального парка -- совершенно безлюдное место. Скала, прижим, но везде между скал есть место, где можно приткнуться. Очень красиво.

Потом мы пришли в Малое море под остров Ольхон. Сын здесь высадился, пройдя со мной около тысячи километров и уехал. Остальную часть я шел опять один.

Бухта Песчаная. Известное место отдыха. Бухта разделена. Слева -- для иностранцев. Лежаки, телевизоры, антенны... просеянный через сито белый песок. А справа для русских ≈ обычные домики, кибитки... Все время много народу. Чем еще славится бухта Песчаная? Там максимальное количество погожих дней. И потому здесь тепло, можно купаться. Рядом с бухтой есть Бакланий камень. Когда-то на Байкале жили бакланы. Сейчас их нет. Съели во время войны. Поскольку популяция была ограничена, то она исчезла. Хотя есть мыс Бакланий, остров Бакланий, камень Бакланий... Все есть, а бакланов на Байкале нет.

Зато есть нерпа. Нерпы много. Когда мы шли через Святой Нос, ее мы видели. Фотографировали. Даже спасли одну. Она запуталась в обрывке сети. Мы разрезали сеть, отпустили на волю. Угощали меня нерпичьим мясом и салом. Вкусно, сытно. Медведей здесь тьма-тьмущая. Не просто следы -- натоптаны тропы.

Когда я прошел Большое Голоусное, подобрал на берегу чеха и взял его в экипаж. Я ему сказал: "Хватит тебе камни топтать и лазить по скалам туда-сюда сто метров, давай садись и пойдем до конца". Он идет через семьдесят стран мира пятый год Прошел все, кроме Японии. Африку, Америку, Азию, Австралию, Новую Зеландию. Пришел из Вьетнама, через Китай, через Монголию в Россию. Сейчас он в Красноярске, потом будет на Алтае...

Этого чеха я подтащил от Большого Голоусного до Слюдянки.

Листвянка -- очень интересное место. Это одно из первых поселений русских, которые по Ангаре добрились до Байкала еще в XVII веке. Коренные обитатели этих мест -- тунгусы (эвенки) и позже -- буряты.

Там есть деревня Покойники. Одна из легенд объясняет происхождение названия тем, что буряты вырезали всю деревню от мала и до велика. Когда русские пришли, они увидели сплошные трупы. Сейчас на этом мысе Покойники всего три дома. Мы там ночевали. Чем еще знамениты Покойники. Буквально в 13-15 километрах начинаются верховья Лены. Очень дикие места. У них там двадцать голов скота, так медведь, обнаглевший до беспредела, приходит днем, задирает на глазах у изумленной публики бычка и утаскивает в лес. Там нравы очень жестокие. Я говорю: "Что же вы не стреляете?" Нельзя, заповедник.

Дальше я пересек Ангару и двинулся вдоль кругобайкальской железной дороги. Это сплошняком туннели, туннели. Тридцать с лишним туннелей. Сколько человеческого труда положено. Подпорные стенки, ограждающие козырьки. Дорога идет вдоль берега, ей больше некуда деться. Сейчас эта дорога нерабочая. Построена новая. Когда ставили Иркутскую ГЭС, уровень Байкала подняли на полтора метра, часть дороги была подтоплена и были вынуждены сделать дорогу между горных хребтов. А старая сохранилась. Сейчас она используется в качестве туристического, показательного маршрута. Ходит поездочек из двух вагонов, называется "Мотаня". Этот "Мотаня" мотается три раза в неделю и возит туристов от Слюдянки до порта Байкал.

И вот начав первого июня, я девятого августа замкнул круг в Слюдянке.

Вот так семьдесят дней в пути. Очень просто грести по десять часов в день, проходя по пятьдесят километров, мокнуть под дождями, укрываться штормовой волной... Ничего особенно страшного. Дорога.

Интересно, много таких странников на водной глади Байкала. Сам Валерий Николаевич насчитал за лето только пять человек, рискнувший выйти на Байкал на аналогичных плавсредствах, да и те ставили гораздо более скромные задачи. Когда в Северо-Байкальске, когда покупал подробную карту этого берега, ему сказали, что за последние пятнадцать лет не помнят, чтобы кто-то взял на весле весь круг за одно лето. Не помнят. За два лета было, за несколько лет было. Треть проходят озера, потом еще треть, потом еще треть. А чтобы один человек на весле взял весь круг сразу...

Была и такая встреча:
-- Есть люди, которые путешествуют очень круто. В Большом Голоусном причаливаю я за мол, стоит яхта.
-- Здорово, мужики!
-- Здорово.
-- Магазин далеко?
-- Да, тут сходишь...
-- Можно свой маленький кораблик причалить к вашему большому кораблю.
-- Давай, причаливай. Ты откуда?
-- Я вокруг...
Все приходят в изумление:
-- Вот на этой посудине?! Ты вокруг Байкала?! Ты чокнулся, мужик?!
-- Иду потихоньку. Нормально, иду...
-- И ты уже прошел...
А это уже полторы тысячи километров...
-- Да, прошел.
-- Ну, мужик! Иди в свой магазин, покупай свои сигареты, приходи, мы будем делать званый обед.
Возвращаюсь из магазина. они меня приглашают на яхту. Яхта называется "Эврика". Это что-то. Кают-компания, как моя комната. Чуть поуже. Сидит пятнадцать человек. Жратва, газовая плита, туалеты... Комфорт полнейший. Еда ≈ блеск, я такой не видел за весь Байкал. Штофы "Столичной" стоят.

-- Мужик, выпить-то можно?
-- Сто грамм в дорогу никогда не повредит.
Выпили, посидели, поговорили, адреса взяли...
Пожелали мне удачи, я вышел из этой яхты, сел в свое маленькое суденышко и почалил по Байкалу дальше.

По словам Давыдова, публика на Байкале своеобразная. Живут тем, что Бог, точнее Байкал пошлет. У рыбаков лодки, весла, сачки ≈ все самодельное. Натуральное хозяйство. Многие живых денег не видят годами. Не страшно?

-- Были такие предпоходные ощущения. Нет большего страха, чем общение с уголовными элементами. Ни зверя, ни непогоды я не боюсь. Чувствую себя уверенно. Самый страшный зверь -- это недоброжелательный человек, который нацелен что-то у тебя отнять, отобрать. Оружие у меня было. Двустволка. Я не сделал на Байкале ни одного выстрела, но ружье всегда лежало рядом. Я мог за себя постоять. Но к счастью, не встретил ни одного недоброжелательного человека. Страх был придуманный, предпоходный, а в процессе движения все нормально. Если сказать в двух словах, то общее впечатление исключительно восторженное. Все люди, что мне встречались, а их были сотни, очень доброжелательно относились: и рыбаки, и охотники, и местные жители, о туристах я уже не говорю.

-- Если кто-то соберется повторить подвиг Давыдова, то что можно сказать в напутствие?
-- Если бы кто-то меня спросил или пошел в такое путешествие, я бы ему задал несколько вопросов. Если он на них не ответит, я бы не посоветовал ему ходить по этому маршруту.

Первый вопрос: Если ты хочешь пройти этот двухтысячекилометровый путь, ты знаешь зачем тебе это надо. Если не ответит, то я скажу: "Не ходи". Я знал, что мне надо пройти все шестьдесят девять населенных пунктов, знал, что мне надо повстречаться со всеми людьми с которыми я могу повстречаться. Я знал, что этот материал нужен для моей книги об этом путешествии. Это оправдывало мои труды.

Второй вопрос. Ты уверенно владеешь той посудиной, на которой идешь? Я знаю байдарку, знаю ее возможности, умею с ней справляться, доверяю ей. Я чувствую себя в своей тарелке, и знаю как в любой ситуации с этой тарелкой справиться.

Третий вопрос. Ты человек природы, ты не боишься ее? Можно простому городскому человеку сесть в лодку и поплыть, но нужно быть еще человеком, которому хорошо среди природы.

Последняя запись в бортжурнале: "Победа! 9.08.2001 г. 14.00. Я пришел".

Владимир Сидоров
Фото Д. Давыдова


 


С п о р т и в н ы е   к л у б ы

а   т а к ж е

П р е д ы д у щ и е   с т а т ь и

ArtRuNet