Спортивная страница

 

Пятна на олимпийском флаге

Расследование корреспондента "Челябинского "Глобуса" скандала в Международном Олимпийском Комитете

| Никаких проблем? | Дело о взятках | Отставки |
| Тень упала на Смирнова | Почему не приехал Самаранч |
| Кому выгоден кризис | Шестерым пришлось уйти |
| Вместо послесловия |


Вместо предисловия
Открытие Олимпийских Игр. Салют. Нагано-98

Три с половиной месяца мировое олимпийское движение сострясал небывалый скандал, связанный с обвинением ряда членов Международного олимпийского комитета (далее МОК) в коррупции. Этот кризис едва не привел спортивный мир к расколу и заставил президента МОК Хуана Антонио Самаранча внести в повестку чрезвычайной 108-й сессии Международного олимпийского комитета вопрос о доверии к своей персоне. Сессия, состоявшаяся 17-18 марта в Лозанне (Швейцария), почти единогласно поддержала своего президента, но исключила из рядов МОК шестерых его членов за нарушение этических норм в процессе выбора столицы XIX зимних Олимпийских игр 2002 года. Сегодня "Глобус" знакомит своих читателей с историей конфликта. Заметим: часть материалов сегодняшнего выпуска получена из "первых рук". А значит, эту информацию вы сможете прочитать только у нас.

Никаких проблем?
Открытие Олимпийских Игр. Нагано-98.

В январе 1998 года президент МОК Хуан Антонио Самаранч, приезжал в Москву с инспекционно-дружествен- ным визитом - посмотреть, как наша столица готовится к первым Всемирным юношеским играм, а также принять участие в традиционном Бале олимпийцев России. На пресс-конференции, устроенной для российских журналистов, корреспондент "Глобуса" задал господину Самаранчу вопрос, есть ли проблемы у МОК, на что испанский маркиз с улыбкой ответил: "Самая главная наша проблема состоит в том, что у Международного олимпийского комитета нет проблем"... Наверное, cглазил. В декабре минувшего года мэр Москвы Юрий Лужков и президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов с большим воодушевлением доложили в штаб-квартире МОК в Лозанне (Швейцария) об успешном проведениии Всемирных юношеских игр и предложили впредь именовать эти состязания юношескими Олимпийскими играми. Принять ВЮИ-2002 вместе с Москвой выразили готовность Рио-де-Жанейро и Пекин, претендующие, кстати, на большие Игры 2008 года. Но маховик олимпийского скандала уже начал раскручиваться. Удар в "солнечное сплетение" мирового спортивного движения был нанесен тогда, когда его никто не ждал. И у Хуана Антонио Самаранча появились большие проблемы.

Дело о взятках
''Голуби Мира'' над Нагано-98

В конце ноября 1998 года в столице Белой Олимпиады-2002 городе Солт-Лейк-Сити, административном центре штата Юта, был обнародован сенсационный материал. В руки журналистов местных радиостанций и телеканалов попала копия письма, отправленного Дейвом Джонсоном, тогдашним вице-президентом Оргкомитета зимних Игр-2002, Соне Эсомба, дочери покойного генерального секретаря ассоциации НОК африканских государств, бывшего члена МОК от Камеруна Рене Эсомба. В письме, оригинал которого так и не обнаружен, якобы сообщалось, что Оргкомитет Солт-Лейк-Сити (СЛОК) в последний раз оплачивает обучение девушки в одном из университетов штата Юта. Размер стипендии составлял 10000 долларов. Этот факт потянул за собой цепочку обвинений ряда членов МОК в коррупции. 80-летний швейцарец Марк Ходлер, президент ассоциации международных федераций зимних олимпийских видов спорта, заявил, что "до семи процентов из 115 членов МОК поддаются подкупу". Была создана специальная комиссия по расследованию заявлений Ходлера и других уважаемых спортивных мужей, утверждавших, что во время сессии МОК в Будапеште в 1995 году, когда решался вопрос о городе-организаторе Олимпийских игр-2002, почти полтора десятка влиятельных олимпийских деятелей получили взятки в обмен на "нужный исход" голосования в пользу одного из городов-кандидатов. В нашем случае - американского Солт-Лейк-Сити, одержавшего уверенную победу во втором туре голосования, тогда как лидер первого тура, российский черноморский курорт Сочи, замкнул квартет финалистов. Называлась и цифра - 500 тысяч долларов, составивших "фонд гуманитарной помощи" членам МОК из африканских и других стран. Попутно Ходлер называл в ряде интервью мошенником и мафиози грека Спироса Метаксу, выдвигавшего Афины на проведение Игр-96, доставшихся в итоге американской Атланте. По словам швейцарца, и власти Нагано (Япония), принимавшие зимнюю Олимпиаду-98, тоже прибегали к незаконной практике. Дальше - больше. В японской прессе вслед за выступлением Ходлера появилось сообщение о том, что Оргкомитет "Нагано-98" истратил на "неопределенные цели" два миллиарда йен, причем документы расходов были уничтожены в 1992 году, практически сразу же после голосования. Мало того, японские журналисты раскопали дело 35-летней давности, связанное с выбором олимпийской столицы зимних Игр-68 в 1964 году. Не избежали подозрений в "работе с членами МОК" организаторы Олимпийских игр в Сеуле-88, Альбервилле-92, Лиллехаммере-94, Сиднее-2000.


Дальше ...