Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

РИСУНКИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

(Пусть человек, чья живопись представлена на выставке, не обижается на меня).

Итак, выставка. Называется "Один луч солнца". Место -- филармония. Время -- октябрь-ноябрь. Автор -- Михаил Воронов.

Фамилия нашим читателям знакома ("Дорога на Флит-стрит" -- историческая поэма Сергея Воронова). Сегодня - рассказ о его сыне. Рисуют в этой семье все. Сергей к тому же поет, Михаил -- пишет музыку. К своим же стихам, но на английском. Стихи, написанные по-русски, песнями не становятся. Не подходят к тяжелому, тяжелому року.

мой солнца луч в затмении небесном,
родивший в разуме тепло,
мой ангел света в образе телесном,
в тебе я сотворю добро.

И эти строчки, и некоторые картины на выставке приводят меня к вопросу веры. Невозможно объяснить, что есть Бог, -- считает Михаил. Или это разум, или это любовь (не правда ли, разум и любовь несопоставимы?). Бог внутри нас, но есть Бог и вне нас. Такой вот придуманный юностью Бог. И живопись... какая-то придуманная. Между средневековьем и будущим. Времени нынешнего не чувствуется, время придуманное. В нем и в придуманном мире девушка, самая обычная, только с крыльями. На обычном же шаре -- или на земном? В этом же мире женское начало представлено раковиной, большая такая ракушка с опять же придуманной женской фигурой. Человек, летящий вниз, но не падающий. Фрагменты икон, как будто срезанные. Зарисовки с папирусов. Фрагменты человеческого тела. Кусок лица. Одно наплывает на другое. Неожиданно, даже грубо, но выразительно. Михаил живет, фантазируя. "Автопортрет" -- пятеро Михаилов рядом. Ни один из них, на мой взгляд, не похож на оригинал. Но художник не фотографируется, он изображает свою сущность. Сущность же -- в некоей разбросанности, все пятеро смотрят в разные точки, выражение лица у каждого свое.

Названия картин хочется придумать самой. Увидеть в них не все и не всегда то, что видит автор.

Выдумка -- основное и в дизайнерских проектах Михаила Воронова. На вопрос, есть ли в нем что-нибудь такое, чего он и сам не знает, Миша отвечает утвердительно. Начнешь открывать себя в юности -- не остановишься и в двадцать восемь, не остановишься, может быть, никогда, так и будешь ощущать себя молодым человеком, которому интересно все -- то одно, то другое. На выставке и картины на религиозные темы (какими Миша видит персонажи), и "12 дней из жизни Елены" (так зовут подругу). Системы никакой не чувствуется. Зато чувствуется радость жизни, радость открытия. Михаил много ездил по миру, много видел. После жизни на Востоке (Индия, Таиланд) в его живописи стали появляться яркие краски

на белой траве земли,
возле оранжевой стороны реки...

Когда спрашивала -- кого назовешь своими учителями, -- ждала, что назовет отца, над рядом картин они работали вместе. Но нет, учителями Михаил Воронов называет самых разных художников -- Леонардо Да Винчи, Голландцев, Итальянцев. Из эпохи постмодерна -- Эрнста Фукса. Ну а среди современников -- Мишина, Фокина, Шмыгина. Не то чтобы учится рисовать, глядя на их картины, учится воспринимать живопись.

Среди посетителей выставки -- сестра Михаила, много лет не встречавшаяся с братом, совершенно ошеломленная увиденным. Пенсионер Глеб Иванович, считающий, что все, свойственное молодости, а следовательно, и эти картины, прекрасно. Отец Александр, довольно известный в городе священник и эрудит, называет Мишину живопись популярным искусством. Сам хорошо разбираясь в живописи, он направляет подопечного на истинный путь. Но не к религии и не к живописи в ней, а скорее к самопознанию. Свое место в мире Михаил пока не нашел.

Татьяна Волкова-Гафурова, директор и организатор выставки, представляя Мишу, попросила -- расскажи как можно больше о себе. Но Миша не стал рассказывать. За художника -- пусть и молодого человека -- расскажут его рисунки.

Елена НОВИКОВА

 

[an error occurred while processing this directive]