Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

ОП - 50 лет! К обилею театрального художника

22 ноября художнику театра драмы Олегу Петрову исполняется 50. Придут его друзья, быть может, давно не находившие времени заглянуть в театр, поздравить, потому что знают его 100 лет. Но никаких помпезных поздравительных адресов в кожаных переплетах, патетических речей и букетов цветов, перевязанных пошлыми ленточками, точно не будет -- не такой он человек, бутафории в театре достаточно, чтобы еще тащить ее в жизнь. А если случайно забредший, традиционно выяснив, сколько лет исполняется тостуемому, начнет с упоминания о "круглой дате", ОП, скорее всего, процитирует: "Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал" или "Вас положат на столовый, а меня -- на письменный".

Хотя без поздравлений администрации, я думаю, не обойдется, и после слов о юбилее непременно вспомнят, что в театре он служит уже почти четверть века.

На самом деле ОП вырос за кулисами театра, его отец -- Петров Иван Николаевич -- артист театра оперы и балета. К семи годам Олег знал наизусть весь текущий репертуар Челябинского оперного, благо, слух у мальчика был абсолютный. И как водится с такими детьми -- родители отдали его в музыкальную школу учиться игре на скрипке. Олег музыку любил, но вот гаммы... Сбегая с уроков, он возвращался домой и рисовал, наверное, напевая любимые мелодии. И сейчас, когда поднимаешься на 6-й этаж в его мастерскую, то уже с лестницы слышишь музыку.

Все более крупным планом
На фото вверху: на репетиции "Страсти об Утрате"
Внизу: "Горе от ума" в Челябинском ТЮЗе

Выбор профессии тоже был естественным: в 1969 поступил и в 1973 окончил факультет театральной режиссуры Челябинского института культуры у Леонида Александровича Заславского, отбывавшего ссылку в Челябинске.

С большой любовью ОП говорит обо всех своих учителях: это Эмма Федоровна Даммер, преподававшая в институте и работавшая на телевидении. Думается, не без ее влияния еще студентом Олег (как художник и режиссер) в содружестве с Александром Коротецким (оператор) сняли два фильма - "клипа" (это 70-е годы, когда понятия клипа еще не существовало) на песни группы "Ариэль" -- "Тишина" и "Белый камень". Фильм "Тишина" получил первую премию на конкурсе любительских фильмов в Херсоне. Арон Михайлович Кербель, преподававший сценографию, учивший грамотному отношению к сценическому пространству и прививший любовь к своему предмету. В студенческом театре Олег выполнил сценографию к спектаклям: "451 градус по Фаренгейту" и сценам из "Жаворонка" Жана Ануя. Людмила Ивановна Кузьминская, куратор группы, и Владимир Самойлович Цукерман, преподававший культурологию -- один из немногих общеобразовательных предметов, посещаемых студентом Петровым.

И как итог общения с этими людьми, яркими творческими личностями, имена которых вписаны в культуру не только Челябинска, но и России, -- дипломный спектакль "Тень" по пьесе И. Шварца (где ОП выступал в качестве актера и художника), готовился к переносу на профессиональную сцену Челябинского театра драмы им. Цвиллинга.

После окончания института ОП приглашают в Театр Советской армии в качестве актера. Но судьба распорядилась иначе, и об этом он никогда не жалел. Манки в сторону актерской профессии продолжались (было приглашение Ленфильма на съемки в фильме "Иуда Искариот"), но работа в качестве художника-постановщика в Челябинском драматическом театре и преподавание на кафедре режиссуры массовых зрелищ основного предмета -- режиссуры -- были не менее интересны.

А в 1978 бесповоротное решение, чему все мы являемся счастливыми свидетелями, -- поступление на службу в Театр драмы на должность художника - постановщика. Плюс продолжение работы в Институте культуры теперь уже на кафедре театральной режиссуры преподавателем сценографии (ставит как художник и режиссер со своими студентами "Сказ про Макса Емельяна", используя приемы площадного театра Bread&Puppet).

За двадцать с лишним лет работы поставил более ста спектаклей в разных театрах России. Работал с такими режиссерами, как Борис Голубовский, Владимир Солюк, Игорь Перепелкин, Анатолий Морозов, Владимир Ветрогонов, Владимир Кузьмин, Андрей Житинкин, Михаил Поляков, Валерий Вольховский, Владимир Дель, Александр Мордасов, Наум Орлов, Георгий Миллер, Вадим Кейш, Евгений Ланцов, Юрий Волкогон, Сергей Алдонин.

Все мы когда-либо посещали городские и областные праздники на площадях и стадионах города, но мало кто знает, что многие из них были подготовлены Олегом Петровым.

Мало того, что герой моего повествования удостаивался первых премий за лучшую сценографию: спектакли "Мой бедный Сосо Джугашвили" (Международный фестиваль свободных театров, США) и "Касатка" (Областной театральный фестиваль "Сцена-2000"), он еще в качестве художника принимал участие в постановке цирковых номеров И. Кио, В. Криволапова, А. Фриша.

Занимаясь по роду своей деятельности современным искусством или, точнее выражаясь, contemporary art (нетрадиционные и радикальные формы), могу уверить вас: Олег -- один из немногих представителей этого искусства в Челябинске. Его сценографию к спектаклям можно рассматривать как перформансы, совершенно самодостаточные пластические высказывания на ясно артикулированном современном языке, с использованием элементов современных художественных практик: динамических проекций, лазеров и т.п.

С любовью Светлана Шляпникова

P.S. ОП, столь часто встречаемое в тексте буквосочетание, -- является монограммой художника, так Олег Петров подписывает свои станковые произведения.