Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Театральная сцена

Два мнения о данс-спектакле "Спящая красавица"

СТО ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...

Между создателями современного искусства и его "потребителями" не установлено соглашений. Поэтому любой художественный или эстетический жест требует дополнительных комментариев.

Искусство, которое мы сегодня называем классическим, в период своей современности поднимало человека до уровня идеальных отношений, окружало средой, где неуместно противное идеалу; современное искусство, в особенности его радикальные формы, погружает современника в творящуюся им же самим действительность, не всегда лицеприятную.

НЕ О ШЕДЕВРЕ ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО...

-- А что театр?
-- О, сиротеет!
А.С.Пушкин. "Граф Нулин"

7 ноября Академический театр драмы порадовал уездный город Ч балетом "Спящая красавица" в постановке Карин Сапорта (очевидно, сцена Оперного театра для сего феерического действа оказалась чересчур велика). Карин Сапорта отнюдь не современный Петипа, танцовщицы по комплекции напоминают небезызвестную русскую балерину Ваганову (которая, кстати, при идеальном выполнении элементов не танцевала основных партии именно в силу особенностей фигуры), а французский рэп от классической музыки отличается так же как икебана от синтетического веника. Что это, модернизм или здоровое издевательство над зрителем? Впрочем, может быть, одно является закономерным следствием другого.

Екатеринбургский муниципальный театр балета и Национальный хореографический центр города Кан (Франция) представили челябинцам совместную работу -- данс-спектакль на музыку П.И.Чайковского "Спящая красавица (Ярко-красные слезы)" в постановке известного хореографа Карин Сапорта, предложив новое прочтение всем известного произведения в контексте современности.

Спектакль сопровождался громким вещанием, мужской и женский хорошо поставленные голоса (как у советских дикторов в программе "Время") рассказывали известную всем с детства сказку. И правда, не дай Бог, изумленный зритель спутает злую фею с веретеном. Я, например, всегда думала, что балет -- это вид искусства, выражающий мысли и чувства средствами ПЛАСТИКИ, а не голоса (пусть даже очень хорошего).

Техника танцоров оставляет желать лучшего. Неужели в современном балете стало модно "путать ноги"? (Сено - солома, мсье, а особенно мадам). А внешний вид и физическая форма? С такой, пардон, грудью и ногами даже в кордебалет пускать нельзя. Зато эстетично размахивать длинными шелковистыми волосами у женской половины труппы получалось великолепно. Я увидела всего две-три хорошие поддержки (это за весь-то балет?!). А уж на пальцах балерины танцевали совсем мало. Ломаете свои же собственные балетные традиции, господа новаторы?

С м .   т а к ж е :
ДО СПЕКТАКЛЯ

* * *

Этот спектакль -- осуществление старой сказки в современной нам действительности: принцесса и впрямь проснется через сто лет, но что случится за это время с миром?

Не стоит думать, что я злой консерватор. Просто "Спящая красавица" -- балет для массового зрителя. Красивые костюмы, декорации, выполненные со вкусом, претензии на некую оригинальность идеи... Получилось хорошее двухчасовое шоу, но не более. С шедевром явно не спутаешь. Так, может, не стоит громко аплодировать и кричать "браво!" только потому, что танцевали французы?

Разочарованная
Ксения Мясникова

Время становится главным действующим лицом в спектакле Сапорта. Медленно перетекающее в песочных часах оно предваряет начало истории, начавшейся сто лет тому назад, пульсирует в часах в виде лазерной проекции, символизируя вступление в силу пророчества злой феи, бешено колотится в механических прялках, нервно натягивает нити в руках у танцовщиков, плетя узоры жизни принцессы Авроры и ее окружения, и, наконец, казалось бы, останавливается, скрученное на жерди-веретене в руках персонажей сна принцессы.

Творящиеся во времени изменения мира отражает танец: цитата классического текста -- в начале спектакля, он претерпевает в процессе произнесения трансформацию сегодняшним днем, как идейную, так и формальную. Язык танца, проговаривающий односложные высказывания, ограничен несколькими угловатыми движениями, не получающими развития, замыкается на нескольких словах или скорее междометиях. Но если современный язык позволяет себе изъясняться подобным образом, то почему язык танца не может отражать это?

И лишь чудо -- понятие постоянное, неизменное во времени. Никакие подмены подлинности, происходящие в мире, не могут замутить в человеке надежду проснуться однажды в прекрасном мире, от поцелуя человека, который заполнит собою весь мир.

Светлана Ли