Хорошо, что играет гармонь!![]() Сказанное выглядит тем более странно, что с середины XIX века гармонь является любимейшим народным инструментом, на котором играют практически в каждом селе, поселке, не говоря уже о городах, А сколько среди гармонистов было и есть талантливых музыкантов-исполнителей, песенников, частушечников! Если же полистать литературу о фольклоре, нетрудно убедиться, что внимание специалистов, например, прошлого века и начала нынешнего в основном направлялось на исполнение эпоса. Были выявлены и описаны целые сказительные школы, изучены по нескольку поколений их мастеров, например, таких, как Рябинины, Крюковы и другие.
Гармонь, как и народная песня, никогда не была редкостью. Напротив, она была очень популярна на всей Руси, а многие тысячи исполнителей со временем сделали ее по сути дела главкой носительницей национальной самобытности того или иного народа.
Гонения на гармонику как на инструмент, пагубно влияющий на развитие народной песни, доходили порой до требования ее полного изъятия из обихода. Так, один из музыкальных критиков, И.Липаев писал: "Мы не будем доказывать антимузыкальность этого инструмента, -она слишком хорошо известна каждому. Пока же с ним приходится считаться, нельзя не говорить о нем". И далее: "...гармоника - отвратительный, дребезжащий, вполне антимузыкальный инструмент, способный убить в зародыше всякое чувство музыкального изящества и распространившийся на Руси в невероятно громадных массах. Это отвратительное рычание, а не музыка, прибавьте сюда вечную фальшивость гармоней дешевого качества и вы поймете, сколько вреда для музыкального чувства, исходящего из этого снаряда, созданного, кажется, с целью убить в народе музыкальность".
Исторически сложилось так, что творческая индивидуальность сказителя былин, вопленины, сказочника как исполнителя постоянно изучалась фольклористами-словесниками. Изучение же творчества гармонистов практически не осуществлялось. Поэтому выход данной работы, посвященной гармонистам Южного Урала, представляется более чем своевременным. Много ли своеобразных примет и характерных особенностей в творчестве наших гармонистов, активистов Центра "Гармонь", и каковы их соотношения с общероссийскими традициями? Думается, считать природу искусства уральских гармонистов как целостное музыкально-этнографическое понятие вряд ли стоит. Не следует, на наш взгляд, также представлять столь большой край со всем богатством его районных этнографических черт как замкнутое в себе явление с яркими типологическими свойствами музыкального фольклора.
Развитие народного творчества на Южном Урале оказалось сложным. После октябрьского переворота музыкальная культура в основном обслуживала идеологию большевизма. В 20-х годах стала складываться и организованная клубная художественная самодеятельность. Широкие массы трудящихся начали приобщаться к достижениям отечественной и мировой культуры и искусства. Повсеместно стали проводиться олимпиады и смотры народных талантов. Самодеятельность получила тогда и основную свою ориентацию: ее главной социальной функцией стало просветительство.
Для учреждений культуры такой коллектив превращался в единицу культурного обслуживания. Для самих же участников самодеятельности постепенно становилась как бы второй работой с компенсацией в виде освобождения от основной работы, гастрольных и туристических поездок. Гармонь забыли на долгие годы, услышать ее можно было лишь только в быту. Правда сам народ всегда любил этот инструмент и тех, кто на нем играл. Эта любовь спасла гармонь и традиции исполнительства на ней от полного забвения. А потом нашлись и энтузиасты, возродившие ее к новой жизни. Первым среди них необходимо назвать теперь уже знаменитого новосибирского музыканта - Геннадия Заволокина.
Сегодня важно знать, что происходит с гармонистами, когда они попадают на сценические подмостки. Но не менее важно и другое: изучить их самобытное творчество, сохранить и передать его будущим поколениям. Концерты и праздники "Играй, гармонь!" неизменно собирают огромные аудитории. И не важно, где происходят эти события: в зале или на открытом воздухе, зимой или летом, в городе или на селе. Людей всегда привлекают и песни, и наигрыши, исполненные гармонистами. Людей всегда привлекают и песни, и наигрыши, исполненные гармонистами. Они удивительным образом пробуждают в зрителе талант соучастия. Видимо, это свойство есть у каждого человека, но, как правило, люди достаточно редко испытывают гордость и радость от этого дара. Стараются не показывать свою чувственность и чувствительность, свою поглощенность искусством.
Конечно же, на концертах гармонистов не так часто звучат шедевры исполнительского искусства. Чаще всего это простые, незатейливые наигрыши, песни, частушки. Но сколько любви, нежности, старания вкладывают в исполнение народные музыканты! И какая великая благодать, подчас неожиданная, снисходит в эти мгновения на слушателей. Так и читается в их глазах: "Хорошо, что играет гармонь!" Десять лет она звучит на Южном Урале в небывалых доселе масштабах. Да и в России, пожалуй, тоже. Наш Центр до сих пор является единственным региональным объединением гармонистов в стране. Безусловно, нам помогали и помогают. Прежде всего администрация города Челябинска и Курчатовского района, управление образования Курчатовского района - наши дорогие учредители. Особая благодарность моим дорогим соратникам, сподвижникам, истинным поборникам народного искусства, друзьям по программе "Никто тебя не любит так как я ..." Тамаре Николаевой, Евгению Евстигнееву, Владу Отрыванову, Евгению Кудрявцеву. Музыкальную программу о народной музыке, в которой важное место занимают гармонисты, мы смогли сделать любимой передачей южноуральцев. В.А.Вольфович
|