 | |

НЕСКОЛЬКО ОТЗЫВОВ
Резюме
Практикум "Поэтика: двенадцать тайн" является реализацией идей книги "Поэтика:
модели образного мышления" (Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2003). Он адресован
преподавателям и студентам творческих вузов, руководителям литературных объединений, всем
тем, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с литературным творчеством.
Книга содержит 300 уроков, способствующих последовательному освоению практических
возможностей русской речи и созданию действенных речевых формул, и проводит через ряд
практических занятий, восстанавливающих исходное со-ответствие знаков языка внутреннему
и внешнему со-стояниям. Занятия по преимуществу игровые, и никоим образом не ограничивают
творческую свободу -- напротив, они могут дать богатый материал для вольного поэтического
осмысления.
От автора
Все тайны мира, в котором мы живем, явлены в родном языке. Три параллельных бытия
-- человеческое, бытие живого языка и бытие Мироздания -- существуют по единым законам,
но в разных временных пластах. Мироздание пребывает в вечности, человеческий век недолог.
Но у нас всегда есть прямой надежный посредник между большой и малой вечностями -- родной
язык. Он складывается тысячелетиями, запечатлевая в своих знаках важнейшие законы существования,
накапливая опыт освоения мира, передавая из поколения в поколение наиболее жизнеспособные
формы общения. Изучая язык, мы учимся не только выражать себя, но и управлять собой и
окружающим предметным миром. За точной речью всегда стоят определенные процессы реальности,
а качество языка характеризует прошлое, настоящее и будущее народа.
Смысловой потенциал русского языка грандиозен, точность его соответствий поразительна
-- безусловно, за ним великое прошлое и реальное могущество. Настоящее языка (и народа!)
внушает серьезную тревогу, будущее напрямую зависит от нас, от того, насколько разумно
мы распорядимся переданным нам сокровищем.
"Двенадцать тайн" -- это двенадцать блоков практических занятий для всех,
кому интересны законы точной речи, и безусловно, для начинающих поэтов и прозаиков. Последовательность
изложения учебного материала определена логикой самого языка -- собственно поэтической
логикой, которая представляет бытие как общение, постоянный живой диалог между разворачивающейся
вселенной человеческой души и устойчиво существующим Мирозданием.
Мироздание заинтересовано в нашем существовании и развитии -- иначе бы нас просто не
было. Но оно открывает нам только то, что мы способны понять, и дает в руки
только то, за что мы уже можем нести ответственность. Любая агрессия, пусть
даже приносящая сиюминутную выгоду, обречена. Любая спекуляция ведет к разрушению. Любая
профанация крадет крохи у живой жизни и тем умерщвляет ее. Правила устойчивого безопасного
бытия формулируются в языке прежде всего для внутреннего мира человека.
Очищая со-знание от хаоса, мы высвобождаем внутреннюю энергию для собственного развития.
Открытие тайн не предполагает "срывания всех и всяческих покровов" -- напротив,
это стремление видеть мир чистым и прозрачным на возможно большую глубину. Давайте откроем
для себя двенадцать тайн живой речи с чувством благодарности языку и тем поколениям предков,
которые оставили нам опыт своего общения с большим и прекрасным миром.
ОТЗЫВ
о речевом практикуме Н. А. Ягодинцевой "Двенадцать тайн" для
студий и курсов литературного мастерства
Практикум "Двенадцать тайн" Н. А. Ягодинцевой представляет собой тщательно
разработанное учебно-методическое пособие двойной адресации: во-первых, это подробный,
научно обоснованный учебник-практикум, предназначенный для студентов специальности "Литературное
творчество" и для начинающих литераторов; во-вторых, это оригинальное учебное пособие
для студентов-филологов и нефилологов по дисциплинам "Современный русский язык",
"Культура речи", "Лингвистический анализ художественного текста",
"Поэтология" и др.
Актуальность данной книги выражается в том, что автор сумел объединить основные подходы
к изучению текста и лингвистики текста: лингвоцентрическое, антрополингвистическое и поэтологическое
описание единиц текста. В работе наличествует несомненная теоретическая новизна и значимость:
новизна выражается прежде всего в антрополингвистическом способе трактовки основных единиц
и категорий языка, речи и текста, а значимость представляется в органически произведенном
синтезе трех позиций носителей языка и поэтической культуры: текстотворца, интерпретатора
и читателя.
Практическая значимость книги репрезентируется общей коммуникативно-эстетической направленностью
практикума. Книга прежде всего интересна тем, что создана одновременно талантливым поэтом,
способным лингвистом и одаренным, опытным и прозорливым поэтологом, что явно актуализирует
и делает уникальным материал, методику и в целом содержание практикума.
В содержательном плане книга абсолютно оригинальна, и в то же время вполне традиционна:
автор создает свою методику преподавания сложнейшего лингво-текстового предмета, используя
уникальный совокупный опыт поэта и исследователя, а также предлагая интереснейший с текстологической
и текстоведческой точек зрения материал. Н. А. Ягодинцева как ученый и методист
не позволяет себе как поэту превалировать в процессе организации учебных циклов, одновременно,
тем не менее, позволяя себе вторгаться в онтологические, духовные и иные метафизические
сферы лингво-поэтической культуры.
Думаю, что обязательной и специально данный практикум только бы выиграл, если бы автор
значительно расширил список обязательной и специально-факультативной, а также словарно-справочной
литературы.
Книга "Двенадцать тайн" написана точным, научно и терминологически выверенным
языком. Уверен, что практикум Н. А. Ягодинцевой будет новым явлением в поэтологии,
т.к. в эпоху полипарадигмального состояния науки эта книга представляет собой сплав многоаспектности
с конкретикой методики познания, анализа и осмысления таких сложнейших сущностей, которыми
являются эстетические и креативные функции языка, речи и текста.
Ю.В.КАЗАРИН
доктор филологических наук,
профессор Уральского государственного университета им.А. М. Горького,
секретарь правления Союза писателей России, председатель правления ЕО СПР
21 марта 2005 г.
ОТ СОЗНАНИЯ К СОЗВУЧИЮ
проводит читателей своей "Поэтики" уральский поэт Нина Ягодинцева
Поэзия -- не только и не столько ремесло. Наверняка эту бесспорную от ее тривиальности
мысль слышит каждый, кто начинает упражняться в стихосложении. Однако упаси Господи задуматься
над нею всерьез. Ибо тогда на поиск поэтической сути придется потратить всю свою жизнь.
Поэт Нина Ягодинцева, похоже, не убереглась. Потому что, впитав эту мысль в
городском литобъединении родного Магнитогорска, окончила Литературный институт и теперь
участвует в творческой жизни как минимум Южного Урала не только ясными тонкими стихами,
но и многолетней работой в Челябинской государственной академии культуры и искусств и
различных литературных студиях. А такая работа тем более побуждает к размышлениям и кропотливому
сбору их плодов.
Главным из таких плодов становится вызревающая на наших глазах серия книг под общим
названием "Поэтика". Первая из них -- курс лекций по философии поэтического
творчества "Модели образного мышления" -- издана в Челябинске в 2003 году. Вторая
-- речевой практикум для студий и курсов литературного мастерства "Двенадцать тайн"
-- вышла там же в году нынешнем и была представлена на апрельском Всероссийском совещании
молодых писателей в Нижнем Тагиле, где автор руководила одним из поэтических семинаров.
В полном соответствии с обозначенным жанром книги адресованы прежде всего преподавателям
и студентам творческих вузов, руководителям и участникам литературных объединений, которые
вполне могут пользоваться ими в учебном процессе. "Модели" разделены на пять
лекций, "Тайны" -- на 300 уроков, способствующих, как заявлено в аннотации,
"последовательному освоению практических возможностей русской речи и созданию действенных
речевых формул". И все-таки "Поэтика" -- куда больше, чем просто учебник
и пособие.
"Художественное творчество -- сфера не только целостного мышления, но и целостного
бытия, истоки которого - в космической, духовной природе человека", -- убеждена Нина
Ягодинцева. И, обращаясь к сознанию, разделяя приставку и корень самого этого слова дефисом
-- "со-знание" -- и тем самым вновь проявляя взаимосвязи, в которые неизбежно
встроен любой, даже самый одинокий мыслящий человек (аналогично -- "со-бытие"),
автор ведет речь именно об экзистенциальных, бытийных вещах и явлениях. А потому потенциальная
аудитория "Поэтики" и впрямь охватывает всех, кто так или иначе связан с литературным
-- да и только ли? -- творчеством, задумывается о собственном предназначении и пытается
ощутить и сохранить в себе цельную картину мироздания.
В этом смысле, несмотря на свой, казалось бы, исключительно прикладной характер, "Тайны"
выступают абсолютно естественным продолжением "Моделей". Ведь именно язык выявляет
и создает эту картину, именно он показывает, насколько со-ответствует (или нет) мирозданию
душа говорящего. Исходное со-ответствие знаков языка внутреннему и внешнему со-стояниям
человека, по мысли автора, и восстанавливают практические занятия, предлагаемые во второй
книге "Поэтики", следуя от точного подбора знаков к построению, а затем и преобразованию
основных смысловых связей.
Вполне практический -- и в то же время столь же бытийный смысл -- будет иметь, как
ожидается, и третья книга "Поэтики" под рабочим названием "Техника безопасности".
Согласитесь: даже странно, что соответствующие правила литературного труда до сих пор
не сформулированы и не сведены воедино. Тем более, когда речь идет не о простом ремесле.
Андрей РАСТОРГУЕВ,
поэт, член Союза писателей России,
лауреат Государственной премии республики Коми
[an error occurred while processing this directive]
|