Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

 

Литература

Обложка книги Лето радует новыми книгами

Наталья Деревягина
Забытая нежность...

64 с. 2004 г. Челябинск

Безнадежно тебя понимая...

Новая книга Натальи Деревягиной необычно определяется в границах пространства-времени. Просгранство ее двоится: перед нами одновременно и реальный город, очертания которого размыты вдали заводским смогом, а вблизи -- дымком сигареты, и некое виртуальное пространство. Это пространство современного интернет-общения. Оно позволяет (и требует!) называть ощущения и эмоции точными именами, но не дает возможности реально ощутить их. Имена постепенно и неизбежно становятся некими зыбкими абстракциями, знаками, граничащими с пустотой. Эту смысловую зону объективно можно назвать зоной риска: в ней мало конкретных земных примет, привязок, и много смысловых разрывов, неизбежных при назывании.

Само пространство риска характерно и для нашего времени вообще, и для определенного возраста, требующего уже не просто проживания перипетий судьбы, но их осознания, обобщения, попыток возведения в образ.

По жанру "Забытая нежность" -- лирический дневник, и нежность в нем, вопреки названию, не забыта, а постоянно прорывается сквозь заставы синтаксиса, в разломы фраз, идет напролом сквозь абстракции к конкретным переживаниям:

... И взгляды на бегу -- лишь цепь коротких молний...

...Бусы слое, желанье быть с тобою...
Где меж ребер (как бы - между строк)
Сердце спотыкается от боли..

... Уткнувшись лицом в перекресток сплетенных локтей
у темной стены под порогом сидит безысходность...

Читая лирический дневник, испытываешь благодарность к автору за доверие, искренность и нежность (ведь читатель лирики безусловно становится ее адресатом!). А поскольку все-таки перед нами книга, естественно возникают и чисто литературные оценки: степень традиционности и новизны, владение слогом, точность, изящество, музыкальность... Сравнив "Забытую нежность" с первой малотиражной книгой молодого автора, можно оценить немалое расстояние между ними: оставаясь в пределах личных переживаний, поэтесса стремится к тонкому взаимопониманию с лирическим собеседником. Так диалог внутренний постепенно становится диалогом внешним, и если он сохранит при этом свою тонкость и искренность, поэт состоится.

Книга созвучна поколению, к которому принадлежит Наталья Деревягина -- и слог, и образный строй новых стихов носят характерные приметы молодой поэзии начала нового века. Это поколение выросло на обломках империи, в период крушения вековых монолитов, и неудивительно, что его образная система разрушена, усложнен и изломан синтаксис, само слово ломается и прочитывается в обломках, а пространство сужено до сугубо личного. Но удивительно другое: образ, цельность, единство мира и человеческой души в этих стихах собирается опять, опять рождается музыка, а забытая нежность вспоминается и становится собой.

Нина ЯГОДИНЦЕВА