Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Литература

СОШЕЛ СО СТАПЕЛЕЙ...

Говоря о первом выпуске литературно-художественного альманаха "Новый ковчег", необходимо отметить принципиальную позицию редколлегии: она ориентирована не на эксперименты искусства, всегда содержащие известную долю нравственного и вкусового риска, а на более устойчивые и менее рискованные культурные установки, ибо культура -- это упорядоченное (на основе опыта и традиций) взаимодействие с внешним миром. Верность традициям сегодня -- хороший вкус: время разбрасывать камни подходит к концу, и современный читатель все более нуждается в ощущении осмысленности мира.

Достаточно ли устойчива внутренняя структура издания, чтобы выдерживать литературные шторма и принимать на борт новых пассажиров? Первый номер выгодно отличается от однодневок: поэтический камертон, добротный массив прозы, стихотворная подборка, драма, критические этюды, произведения для детей и юмор - все это уютно расположилось на небольшом, в общем-то, пространстве в сто страничек. По замыслу создателей, "Ковчег" должен быть одновременно и кораблем, и домом. Здесь уютно -- спасибо хозяевам.

Безусловно, выигрышна проза, которая держится на двух "китах" номера: это повесть Анатолия Афонина "Скульптор" и два небольших как бы фантастических рассказа Николая Бодрова. Главные достоинства повести -- очевидная притчевость сюжета и одновременно психологически очень тщательная, современная его реализация. Центральная тема -- художник и власть, вечное и сиюминутное -- пережита на той достойной высоте, когда все ответы возникают уже за пределами повествования, и поражение героя становится победой автора (читателя). Н. Бодров воплотил в жанре фантастики два психологически точных и реалистичных сюжета: "Велители снов" и "Отдам в добрые руки" объединены мягкой юмористической интонацией, которая к финалу поднимается до - почти лирики. И фантастический антураж рассыпается, как форма, уже послужившая для отливки точного и изящного фрагмента жизни.

Несомненный успех железнодорожной мистерии Олега Павлова "Переезд" предопределен глубокой, действительно мистериальной простройкой сюжета: действие движется не только диалогами и событиями, но и в своей тайной глубине. В целом "Переезд" сотворен в каких-то темных, мрачных красках -- там, на мистериальной глубине, ощутимо не хватает света (или его предчувствия).

Поэзия явно неровна. Понятно стремление редколлегии публиковать авторов, которые "не являются мэтрами литературы", как сказано в аннотации, но рядом со слабыми текстами и более сильные выглядят проигрышно - особенно в подборке "У камина". Речь не о мэтрах, а именно о текстах. "Первый листок" к литературе отношения не имеет -- это вообще дружеская поддержка, стоит ли делать рубрику постоянной?

Есть намек на критику: представление некоторых авторов и аннотация новых изданий в "Книжном шкафу". Пожелаем этому направлению больше жизни -- оно в современном литературном поле не разработано. Слава Богу, не обойдено вниманием такое значительное культурное событие нашего времени, как репунсизм, представленный самим репунсиархом грузинского разлива. Хочется верить, что редакция продолжит философские исследования и далее коснется, например, темы сикондрических явлений в литературе и быту. Особую благодарность автору и редакции -- за исследования, посвященные взаимоотношениям людей и писателей -- есть надежда, что эти две гуманоидные расы найдут более-менее общий язык, и тогда всем нам точно наступит счастье.

Нина Ягодинцева

На ту же тему: Не Ноев, а Новый! и Интегрированная индивидуальность .