 | |

МУЗЫКА НАД ХАОСОМ
(о новом поэтическом сборнике Александра Петрушкина "Флейта
Искариота")
Нынешней весной в Челябинске начался отсчет "24
страниц современной класики". Именно так называется поэтическая серия, издаваемая
фондом "Антология". Концептуальное решение серии молодежных поэтических
изданий принадлежит Александру Петрушкину, и его сборник вышел третьим по счету.
Вообще молодому литературному поколению свойственна поразительная черта: во времена
пресловутого чистогана вопреки доминанте "каждый за
себя" они воссоздают поле литературного общения своими силами и средствами.
Причем их эстетические установки напрямую связаны с предшествующим опытом,
и уже по характеру этих взаимосвязей можно видеть процесс осознания человеком
собственного бытия. Это и есть предмет размышления над "Флейтой Икариота".
Время собирать камни и время их разбрасывать следуют друг за другом неотступно.
Помни о том, что будет, -- такой лозунг следовало бы разместить на плетне, огораживающем
место действия вышеуказанного процесса.
Предмет разборки, разбрасывания в текстах "Флейты Искариота" -- синтаксис.
Задачей синтаксиса в любом тексте является упорядочивание пространственно-временных
связей повествования. Автор разбивает мыслительные конструкции
на мелкие части, но по качеству отдельных сохранившихся блоков мы можем
судить о том, каким был первоначальный монолит смысла. Читая "Флейту",
можно задать себе множество интересных вопросов. Не грех подумать и над ответами,
имея в виду, что их (этих ответов) в конце книги нет.
Первый -- и главный -- вопрос: что остается, что держит стихи, когда из них
уходит мысль -- связная, слитная? В параллельной, художественной реальности тот
же вопрос ставится несколько иначе: что сквозит за видимым предметным хаосом?
Видимо, музыка -- ценность абсолютная и сомнениям не подлежащая. Музыка, которую
не устраивают узнаваемые и почти привычные для нас всех сочетания, обозначающие
местоположение и взаимосвязь предметов в пространстве жизни. Очевидно, разрушающий,
разбрасывающий импульс текстов "Флейты" подразумевает иной принцип смысловой
сборки.
Второй -- не менее важный -- вопрос: почему возникает столь острая необходимость
основательной разборки смыслов? Ведь за причудливыми мелодиями "Флейты"
совершенно ощутимо стоит мощный психический монолит. Основная задача искусства
всегда заключалась именно в производстве смыслов, и по большому счету процесс
дробления всегда есть частный момент общей сборки. Дробится, разбивается
меньшее -- то, что мешает создать более масштабную цельность.
Но здесь возникает еще один нюанс: не останутся ли эти графские развалины синтаксиса
напоминанием о былом (когда?) величии и стройности, не растащатся ли они на кирпичи
для лачуг и сараев? Вопрос не только к автору, но и к читателям. Хотя, впрочем,
революционный подход к решению насущных проблем себя уже
давно скомпрометировал: процессы разборки, дробления, уничтожения в силу нашей
несовершенной природы легко запустить, а вот остановить бывает трудно и в конце
концов -- поздно.
И, наконец, третий вопрос -- проблема восприятия подобных текстов. На нем мы
остановимся чуть подробнее. Современное сознание расколото, дискретно. Это качество
(в цельном, едином мире) имеет явно негативную окраску и -- в дополнение -- свойство
продолжающегося дробления. Речь связывает пустоты, и по ней, как по шатким мосткам,
мы перебегаем от одного островка смысла к другому. Естественно, читатель -- собеседник
поэта -- в большинстве своем ищет все-таки твердые островки, точки смысловой опоры,
прощая ради них и условность, и шаткость связок-мостиков.
В книге "Флейта Искариота" надежна только музыка -- воздух. А под ногами
-- обломки, осколки, прутья... Нужна колоссальная внутренняя необходимость
(читательская), чтобы решиться пройти по этим развалинам. Проще говоря, субъективная
необходимость данной поэзии безусловна, объективная ценность ее -- предмет спорный.
Можно сказать: у этой книги есть свой читатель. И это правда. Но не вся.
Характерной ообенностью поэтического стиля, базирующегося на дроблении, разрушении
является откровенно спекулятивное использование слов, понятий, выражений. В ход
идет все, как и полагается в уважающих себя руинах: высокая лексика, античные
и библейские персонажи, современный молодежный сленг и ненормативные выражения.
Можно извне посетовать на происходящее, но внутренняя логика точна: при создании
смысла нужно очень верное, корректное соединение слов и
реалий, за ними стоящих, а при разборке путем взрыва в этом просто нет
необходимости. Каждый предмет сам по себе, на себя замкнут, и даже движение происходит
абсолютно непредсказуемо, хаотически: то между предметами, то внутри их необычайной
плотности... Согласится ли с этим читатель? Да, если его логика совпадает с авторской.
Если его мир дымится в развалинах, а дух жаждет -- быть.
Нина Ягодинцева
|