Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

 

Литература

ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЫ ПРИЕХАЛИ!

Собрались со всей округи. То бишь из Каслей, Магнитки, Нижнего Тагила, Аши, Снежинска, Златоуста и даже из Екатеринбурга, Перми и Братска. Если кого не назвала, прошу прощения. Собрались на фестиваль "Урал-Транзит" -- название, по-моему, оправданно. В полюбившейся мне Академии культуры (и, может быть, самая главная заслуга принадлежит проректору по художественно-творческой работе Надежде Ивановне Бухариной -- без нее ничего бы и не организовалось).

А я, конечно, опоздала, стою перед закрытой аудиторией и слушаю бурные, долго не смолкающие, в овацию, правда, не переходящие. Насчет того, что "все встают", не знаю. Но аплодисменты слышны были такие, что я засомневалась -- а место свободное там найдется или мне придется вести репортаж "за дверью".

Перерыв -- захожу, осматриваюсь. Рабочая группа фестиваля, инициаторы и организаторы. К одежде приколоты соответствующие "ярлычки". Ну что ж, с рабочей группы и начнем.

Владимир Теплов: По регламенту начали с вручения дипломов. Три номинации: проза, поэзия и детская поэзия. (Победителей много, всех не запомнила -- виновата. Среди них Наталья Деревягина, Кирилл Шишов, Сергей Борисов, Александр Петрушкин -- все Челябинск, Валентина Рыжкова и Алексей Пономарев из Екатеринбурга, Екатерина Симонова из Нижнего Тагила). Постарались не обидеть никого из участников, для каждого нашли хотя бы теплое слово. (Теплов же). Вот -- программка.

Программок у меня за жизнь накопилось так много, что по ним можно составить адресную или телефонную книгу. Читаю список -- более полусотни участников фестиваля. Во всей аудитории столько не наберется, а здесь еще и гости, и разные прочие. Да, многие не пришли. Не видела, например, Лилию Кулешову, Диму Кондрашова, Костю Рубинского, Кирилла Шишова и Кирилла Ратникова. И многих других не видела тоже.

Наталья Деревягина: Не пришли -- значит, не смогли (в голосе обида). Обидно -- она же нашла и время, и возможность всех пригласить, организовала продажу книг авторов -- будучи по жизни весьма далекой от богемной среды, отвечая в фонде культуры за хозяйственную часть.

Что главное в сегодняшнем вечере (дне) -- выступления каждого или общение, атмосфера встречи? -- конечно, общение.

Вот только общение -- что это такое? Впечатление у меня создается, что здесь, на фестивале каждый о своем. Только бы выслушали. Хоть кто-нибудь да выслушал бы. Услышит ли -- это уж другой вопрос. Слушают и слышат творческие люди в основном себя. Например, по регламенту сейчас "круглый стол". Докладчики, сменяя друг друга, говорят о том, что трудно творить и при этом быть услышанным в провинции, хотя уральская литература имеет на это право, как и все прочие, что идет борьба за читательские ресурсы, что в поэтическо-творческой среде отсутствует общность и наличествуют частности. Что существует литературный нигилизм, отталкивающий нас от социума. Что Интернет -- это и вовсе кладбище поэзии -- впрочем, смерть на миру красна. Что в городе Балтимор в США выходят литературные газеты, в которых нет места ни внутренним войнам, ни политике, ни рекламе. По долгу службы слушаю внимательно и стараюсь записывать (помедленнее, пожалуйста). Но слушают ли сидящие в зале тех, кто выступает с трибуны за неимением круглого стола? В аудитории постоянный шумовой фон, почти все переговариваются, перешептываются, несколько "неформалов" (судя по их виду) потягивают пиво, люди уходят, не дождавшись окончания выступления, тут же заходят совсем другие. Каждый -- сам по себе.

Светлана Щербинина (Касли): Все доклады -- (шесть - за круглым столом) -- пустые. Кроме Володи Теплова -- про фантастику. Вот только при чем тут фантастика среди стихов? Ах да, есть же и номинация "Проза".

Василий Чепелев (по программке из Екатеринбурга, но говорил, если не ошибаюсь, о Нижнем Тагиле): В нашей (тагильской) поэтической школе есть общность стиля, общность подходов (к поэзии). А географическое положение вообще значения не имеет, и поэзия может быть серой, плохой, но не Уральской.

Ирина Аргутина (Челябинск): Наши -- провинциальные -- земли -- плодородны для выращивания талантов.(А моей фамилии почему-то в списках среди участников нет (Е.Н.).

Александр Петрушкин (Челябинск): На пепелище существовать и удобно, и безопасно, но тоскливо. (Это уж не в бровь, а в глаз организатором и участникам сегодняшнего мероприятия Себе в том числе).

Михаил Придворов (Челябинск): Все мы тут в известной степени агрессивны, все любим поучать. Проповедуем собственные взгляды.

Нина Ягодинцева (Челябинск): Важно развитие. Творческое развитие, как и любое другое, циклично. Это накопление сведений, период бездействия. Затем -- их осмысление, создание окончательной жесткой формы (издание книги), наконец -- отдых и переосмысление, глубокое внутреннее молчание. Современная литературная молодежь сейчас поставлена в такие условия, где старый опыт -- как выживать -- совершенно не годится. Поэтому и занимаюсь организацией таких мероприятий, пусть ребята встречаются, разговаривают, ищут свои пути. Надо выстроить самого себя, надо, чтобы внутренний космос души оказался равновеликим внешнему. Литература процессуальна, но поэт результативен.

На каком же этапе участники сегодняшнего фестиваля? Какие точки соприкосновения с социумом находят они? Выживают ли они в этом социуме? Срабатывает ли у них инстинкт самосохранения? На эти вопросы никто не отвечает мне. Между делом спрашиваю знакомых поэтов: в следующий четверг в фонде культуры презентация новой книги Кирилла Шишова "Варламовские тетради", вы идете? Смотрят с легким недоумением -- зачем туда идти? Действительно, зачем, если там надо будет не говорить, а слушать?

Вероятно, я временами необъективна.

Маргарита Еременко ("чугунно-литейный" город Касли): Кто умеет делать руками изящные вещи -- те скупы на слова.

Нина Ягодинцева: И тогда каждое слово приобретет бронзовый вес и мраморный блеск.

Андрей Торопов (Екатеринбург): Автор (читай -- поэт) в конечном итоге остается один на один с собой.

Да... можно идти домой и начинать разбирать коряво записанные строчки. И вдруг с галерки неожиданный вопрос -- а можно поэтам пить? Выпивать? Пиво потягивать? Не подхлестнет ли алкоголь задремавшую музу? Кто ответит? Зал оживляется, вопрос животрепещущий. В результате дебатов приходим к следующему мнению -- поначалу муза, пожалуй, вспомнит о своих обязанностях. Но любое вмешательство допинга все же чревато. Потому что внешняя мотивация творчества в конечном итоге приведет к прямо противоположному результату -- муза уснет иными словами, поэт, художник, автор не впишется в жестко организованный социум. А без этого как поэт ты не состоишься. Так что... Ну, от нотаций можно и воздержаться.

Так что, приехали?

Елена НОВИКОВА