Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Литература

Андрей Середа"НАД ЗВЕЗДНОЙ ПРОПАСТЬЮ..."

"Если дерево растет, то оно растет вверх, и никто не волен это менять"... Слова из песни Бориса Гребенщикова говорят о главном. Все мы, живущие на этой планете, должны так или иначе расти вверх, совершенствоваться. Этот путь непрост -- но дорога лишь та победа, что дается нелегкой ценой. Художники -- поэты, живописцы, музыканты и вообще, творческие люди -- помогают нам стать лучше. В том случае, конечно, если их произведения направлены на позитив.

Один из таких художников -- челябинский поэт и прозаик Андрей Середа. Талантливый педагог, интересный человек, яркая личность. Председатель молодой общественной организации -- союза писателей "Многонациональный Челябинск", руководитель клуба творческих встреч "Подснежник" при библиотеке имени Л. Татьяничевой, творческой студии "Соло" в одном из интернатов города. О нем можно рассказывать долго, но сегодня -- повод иной. Выход в свет первой книги "Из тени в свет".

Одиннадцатого июля в библиотеке имени Людмилы Татьяничевой прошла презентация новинки. В ней приняли участие известные челябинские литераторы: Нина Ягодинцева, Ким Макаров, Нина Шаламова, Нина Пикулева, Олег Павлов, Анатолий Афонин, Рамазан Шагалиев и другие. А еще человек, при поддержке которого издана книга, председатель многонационального общественного движения "Лилия" поэт Олег Смирнов. Он и открыл встречу, подарив герою дня солидную кипу книг от авторов "Лилии" на русском, башкирском, украинском, белорусском языках.

Цветы, поздравления, теплые слова об авторе и книге -- по единодушному мнению большинства, она удалась. Особенно ярко заиграли отдельные произведения, великолепно озвученные поэтом и актером Олегом Павловым, который редактировал и оформил издание.

Обложка книгиОткрывает книгу повесть "Рыжий ветер". История двух сердец: Кирилла Маслова и его дочки Кати. Он -- дальнобойщик, она -- воспитанница интерната, сбежавшая из своего унылого заведения. Так случилось, что два самых близких человека надолго потеряли, а потом вновь обрели друг друга... чтобы расстаться навсегда. Они были счастливы вместе только сутки! Потому что есть на свете беспощадный рыжий ветер, все сметающий и сокрушающий: тупое железобетонное циркулярное бездушие.

Сражен самый слабый -- не быть никогда! Почему не быть, если все вокруг кричит о вечно юном мире и грядущей весне? Если все поет и цветет, и такие яркие тона, и сочные краски, и впереди самая светлая, лучшая жизнь! И ты не знаешь, что ждет тебя... за 100 часов до выстрела, за 135 минут, за 230 секунд... и после... Финал словно взрыв сверхновой, катастрофа вселенского масштаба, потому что нет оправдания бессмысленному убийству ребенка.

Подборка рассказов "Берегини мира" начинается с ошеломляющего "Визита дамы". Всего несколько минут присутствия незнакомой девочки достаточно, чтобы понять, какой фальшивой и странной жизнью ты живешь, если рядом нет близкого человека. Дорогая мебель, красивые безделушки, множество собственных книг, почет -- все вдруг становится ничем. Пять минут с ребенком, который не умеет лгать, и ты готов жить по-новому. Даже совершить подвиг для любимой женщины. Потому что самое дорогое, единственное, ради чего стоит жить -- подарить жизнь близкому человеку.

Прислушаемся к мелодии зимних мохнатых звезд и выпьем "Виноградный сок с мякотью". Станет ясно: от беды-отчаянья до любви и надежды только шаг. И бывают на свете чудеса! Созвучным сердцам легко соединиться в канун сказочной новогодней ночи, на пороге нового будущего. И в душе потерявшего ногу в Чечне отставного защитника конституционного строя загорится новая звезда! И есть место человеческому участию и теплу даже в наше жестокое, лишенное сантиментов, время.

Рассказ "Утомленное солнце" -- пронзающая душу история. "Скорая помощь" ползет сквозь зной и духоту по пыльной разбитой дороге. На пути мычащая пьяная баба. "Стоит, качаясь. Но не как тонкая рябина. Так бы, наверное, покачивалась бадья с пивом, будь у нее ноги".

А в темном жутком бараке, где грязь и безнадега, заплаканная девочка с разбитым лицом. И еще одна-- четырехлетняя мадонна. Врачи, конечно, окажут помощь, но как вырвать детей из этого логова! Старшая девочка возвращается из травмпункта домой в ад, чтобы не бросить маленькую сестренку. И звучит в голове медсестры назойливый мотив: "Утомленное солнце нежно с морем прощалось, в этот час ты призналась, что нет любви"...

Разные герои, великолепная галерея ярких, выпуклых образов. Вот два ангела -- добрый и злой -- дожидаются рождения девочки. Кем она станет? Хранительницей мира? Или той, что безжалостно "спляшет ламбаду" на любящем сердце; и застучат ее каблуки по жизни, "как молотки на похоронах счастья"? Как важно, чтобы побеждало Добро! Просто необходимо! Оно не может сдаваться, оно должно быть настойчивым и непреклонным.

А вот, словно сказочное виденье, проплывает "Королева солнечных веснушек". Фантастический сюжет: встреча на космическом корабле, где так тонка грань между жизнью и смертью. Спасение любимого человека едва не ценой собственной жизни. И, не смолкающая ни на минуту в сердце, музыка, музыка...

В книге нет слабых вещей. Автор вынашивал ее многие годы, ему не хотелось "тревожить вечность чем-нибудь легковесным". Что ж, литература, как хорошее вино: чем больше настаивается, тем лучше. Живой, современный, динамичный язык. За каждым сюжетом жизнь и правда, которым нельзя не верить. И боль, что заставила взяться за перо.

В соленых капельках, что падают с ресниц,
Порой сверкнет таинственная искра,
Но то - лишь краткий миг прозренья,
Как власть нежданной вспышки грозовой,
Все реже слезы сердце прожигают,
Все реже покаянье лечит нас...

"Господняя флейта" -- подборка стихов. Выверенное и выстраданное поэтическое слово не оставляет места равнодушию. И можно вместе с автором "по тонкой нити вдохновенья над звездной пропастью пройти".

Автор не только созерцает мир и восхищается его красотой. Не только передает глубоко личные переживания -- с потрясающей силой, надо признать. Он много размышляет о нашем месте в жизни и ее законах, о современности и судьбах страны. И так контрастно присутствуют рядом признание в любви и поэма о матери, ожидающей сына из Чечни, тихий аквамариновый вечер и "комната, шкатулка без сюрпризов", актриса и бабушка, торгующая семечками. И вздрагиваешь, читая строки:

Поле брани, море брани,
Океан пустых речей
Да из цинка одеянья
Для любимых сыновей...

Каким разным бывает автор! Скорее реалист, чем фантазер и мечтатель, и в то же время романтик. Тонкий и лиричный, отчаивающийся и мятущийся, нежный и любящий, жесткий и беспощадный. Ему все по плечу: "и к земле прикосновенье, и до неба легкий шаг!"

Настоящая литература тем хороша, что будит в нас лучшее, вызывая в сердце резонирующую ноту: сопереживание и сострадание, размышление и вопрос. Ты невольно переживаешь столько оттенков настроений и чувств, "из тени в свет перелетая". Кстати, так же назывался спектакль Нового художественного Театра, где в блистательном исполнении Лилии Корниловой звучали театральные монологи и песни на стихи Андрея.

Спасибо тебе, Андрей. Эта книга -- друг, мудрец, собеседник. Жаль, что тираж -- всего 150 экземпляров. Но и и тот тираж сегодня -- как вода для иссохшей в жару почвы.

На обложке рисунок поэта Олега Павлова -- "крестного отца" книжки. Силуэт рвущегося к свету человека или, может быть, духа человеческого? Он бежит, летит, словно подхваченный невидимой волною, откинув голову назад, ветер развевает волосы. Позади обыденность, неотвратимость земного притяжения. И бесчисленные путы, сети и ловушки: бесконечные коммуникации, часто ложные и лишние взаимозависимости. Направляющий вектор -- стремление вверх и вперед┘

Выпита последняя страница. Отшумел серебристыми струями дождь. Освежилась, вздохнула полной грудью земля. И острее запах тополей, аромат цветов и трав. И ликующе прекрасно, как рождение зари, расцвела над миром радуга. Удивительный, загадочный мост -- очень зыбкий и недолговечный, но, наверное, нужный нам, как надежда. На душе, как в бескрайнем синем небе, чистота...

Римма ГАЛИМХАНОВА