| |
"НАД
ЗВЕЗДНОЙ ПРОПАСТЬЮ..."
"Если дерево растет, то оно растет вверх, и никто не волен это менять"...
Слова из песни Бориса Гребенщикова говорят о главном. Все мы, живущие на этой планете,
должны так или иначе расти вверх, совершенствоваться. Этот путь непрост -- но дорога лишь
та победа, что дается нелегкой ценой. Художники -- поэты, живописцы, музыканты и вообще,
творческие люди -- помогают нам стать лучше. В том случае, конечно, если их произведения
направлены на позитив.
Один из таких художников -- челябинский поэт и прозаик Андрей Середа. Талантливый педагог,
интересный человек, яркая личность. Председатель молодой общественной организации -- союза
писателей "Многонациональный Челябинск", руководитель клуба творческих встреч
"Подснежник" при библиотеке имени Л. Татьяничевой, творческой студии "Соло"
в одном из интернатов города. О нем можно рассказывать долго, но сегодня -- повод иной.
Выход в свет первой книги "Из тени в свет".
Одиннадцатого июля в библиотеке имени Людмилы Татьяничевой прошла презентация новинки.
В ней приняли участие известные челябинские литераторы: Нина Ягодинцева, Ким Макаров,
Нина Шаламова, Нина Пикулева, Олег Павлов, Анатолий Афонин, Рамазан Шагалиев и другие.
А еще человек, при поддержке которого издана книга, председатель многонационального общественного
движения "Лилия" поэт Олег Смирнов. Он и открыл встречу, подарив герою дня солидную
кипу книг от авторов "Лилии" на русском, башкирском, украинском, белорусском
языках.
Цветы, поздравления, теплые слова об авторе и книге -- по единодушному мнению большинства,
она удалась. Особенно ярко заиграли отдельные произведения, великолепно озвученные поэтом
и актером Олегом Павловым, который редактировал и оформил издание.
Открывает
книгу повесть "Рыжий ветер". История двух сердец: Кирилла Маслова и его дочки
Кати. Он -- дальнобойщик, она -- воспитанница интерната, сбежавшая из своего унылого заведения.
Так случилось, что два самых близких человека надолго потеряли, а потом вновь обрели друг
друга... чтобы расстаться навсегда. Они были счастливы вместе только сутки! Потому что
есть на свете беспощадный рыжий ветер, все сметающий и сокрушающий: тупое железобетонное
циркулярное бездушие.
Сражен самый слабый -- не быть никогда! Почему не быть, если все вокруг кричит о вечно
юном мире и грядущей весне? Если все поет и цветет, и такие яркие тона, и сочные краски,
и впереди самая светлая, лучшая жизнь! И ты не знаешь, что ждет тебя... за 100 часов
до выстрела, за 135 минут, за 230 секунд... и после... Финал словно
взрыв сверхновой, катастрофа вселенского масштаба, потому что нет оправдания бессмысленному
убийству ребенка.
Подборка рассказов "Берегини мира" начинается с ошеломляющего "Визита
дамы". Всего несколько минут присутствия незнакомой девочки достаточно, чтобы понять,
какой фальшивой и странной жизнью ты живешь, если рядом нет близкого человека. Дорогая
мебель, красивые безделушки, множество собственных книг, почет -- все вдруг становится
ничем. Пять минут с ребенком, который не умеет лгать, и ты готов жить по-новому. Даже
совершить подвиг для любимой женщины. Потому что самое дорогое, единственное, ради чего
стоит жить -- подарить жизнь близкому человеку.
Прислушаемся к мелодии зимних мохнатых звезд и выпьем "Виноградный сок с мякотью".
Станет ясно: от беды-отчаянья до любви и надежды только шаг. И бывают на свете чудеса!
Созвучным сердцам легко соединиться в канун сказочной новогодней ночи, на пороге нового
будущего. И в душе потерявшего ногу в Чечне отставного защитника конституционного строя
загорится новая звезда! И есть место человеческому участию и теплу даже в наше жестокое,
лишенное сантиментов, время.
Рассказ "Утомленное солнце" -- пронзающая душу история. "Скорая помощь"
ползет сквозь зной и духоту по пыльной разбитой дороге. На пути мычащая пьяная баба. "Стоит,
качаясь. Но не как тонкая рябина. Так бы, наверное, покачивалась бадья с пивом, будь у
нее ноги".
А в темном жутком бараке, где грязь и безнадега, заплаканная девочка с разбитым лицом.
И еще одна-- четырехлетняя мадонна. Врачи, конечно, окажут помощь, но как вырвать детей
из этого логова! Старшая девочка возвращается из травмпункта домой в ад, чтобы не бросить
маленькую сестренку. И звучит в голове медсестры назойливый мотив: "Утомленное солнце
нежно с морем прощалось, в этот час ты призналась, что нет любви"...
Разные герои, великолепная галерея ярких, выпуклых образов. Вот два ангела -- добрый
и злой -- дожидаются рождения девочки. Кем она станет? Хранительницей мира? Или той, что
безжалостно "спляшет ламбаду" на любящем сердце; и застучат ее каблуки по жизни,
"как молотки на похоронах счастья"? Как важно, чтобы побеждало Добро! Просто
необходимо! Оно не может сдаваться, оно должно быть настойчивым и непреклонным.
А вот, словно сказочное виденье, проплывает "Королева солнечных веснушек".
Фантастический сюжет: встреча на космическом корабле, где так тонка грань между жизнью
и смертью. Спасение любимого человека едва не ценой собственной жизни. И, не смолкающая
ни на минуту в сердце, музыка, музыка...
В книге нет слабых вещей. Автор вынашивал ее многие годы, ему не хотелось "тревожить
вечность чем-нибудь легковесным". Что ж, литература, как хорошее вино: чем больше
настаивается, тем лучше. Живой, современный, динамичный язык. За каждым сюжетом жизнь
и правда, которым нельзя не верить. И боль, что заставила взяться за перо.
В соленых капельках, что падают с ресниц,
Порой сверкнет таинственная искра,
Но то - лишь краткий миг прозренья,
Как власть нежданной вспышки грозовой,
Все реже слезы сердце прожигают,
Все реже покаянье лечит нас...
"Господняя флейта" -- подборка стихов. Выверенное и выстраданное поэтическое
слово не оставляет места равнодушию. И можно вместе с автором "по тонкой нити вдохновенья
над звездной пропастью пройти".
Автор не только созерцает мир и восхищается его красотой. Не только передает глубоко
личные переживания -- с потрясающей силой, надо признать. Он много размышляет о нашем
месте в жизни и ее законах, о современности и судьбах страны. И так контрастно присутствуют
рядом признание в любви и поэма о матери, ожидающей сына из Чечни, тихий аквамариновый
вечер и "комната, шкатулка без сюрпризов", актриса и бабушка, торгующая семечками.
И вздрагиваешь, читая строки:
Поле брани, море брани,
Океан пустых речей
Да из цинка одеянья
Для любимых сыновей...
Каким разным бывает автор! Скорее реалист, чем фантазер и мечтатель, и в то же время
романтик. Тонкий и лиричный, отчаивающийся и мятущийся, нежный и любящий, жесткий и беспощадный.
Ему все по плечу: "и к земле прикосновенье, и до неба легкий шаг!"
Настоящая литература тем хороша, что будит в нас лучшее, вызывая в сердце резонирующую
ноту: сопереживание и сострадание, размышление и вопрос. Ты невольно переживаешь столько
оттенков настроений и чувств, "из тени в свет перелетая". Кстати, так же назывался
спектакль Нового художественного Театра, где в блистательном исполнении Лилии Корниловой
звучали театральные монологи и песни на стихи Андрея.
Спасибо тебе, Андрей. Эта книга -- друг, мудрец, собеседник. Жаль, что тираж -- всего
150 экземпляров. Но и и тот тираж сегодня -- как вода для иссохшей в жару почвы.
На обложке рисунок поэта Олега Павлова -- "крестного отца" книжки. Силуэт
рвущегося к свету человека или, может быть, духа человеческого? Он бежит, летит, словно
подхваченный невидимой волною, откинув голову назад, ветер развевает волосы. Позади обыденность,
неотвратимость земного притяжения. И бесчисленные путы, сети и ловушки: бесконечные коммуникации,
часто ложные и лишние взаимозависимости. Направляющий вектор -- стремление вверх и вперед┘
Выпита последняя страница. Отшумел серебристыми струями дождь. Освежилась, вздохнула
полной грудью земля. И острее запах тополей, аромат цветов и трав. И ликующе прекрасно,
как рождение зари, расцвела над миром радуга. Удивительный, загадочный мост -- очень зыбкий
и недолговечный, но, наверное, нужный нам, как надежда. На душе, как в бескрайнем синем
небе, чистота...
Римма ГАЛИМХАНОВА
|