В родовой судьбе Дома Романовых просматривается наша национальная история,
отраженная в документальных памятниках прошлого. Как полагал в свое время
Михаило Ломоносов, говоривший, что создание картин "из российской истории" -
дело, "служащее к чести российских предков". Сказав так, он делом подтвердил
свои слова: составил программу 25-ти сюжетов живописных картин допетровской
Руси. Публичное обозрение истории восхождения и падения Дома Романовых пробуждает многие чувства, ибо вновь звучит "имя русское еще любезнее и дороже", как говорил великий Карамзин. Ему же принадлежит пророческое признание-предчувствие: "В Нижнем Новгороде глаза мои ищут статуи Минина, который, положив одну руку на сердце, указывает другою на Московскую дорогу. Мысль, что в русском, отдаленном от столицы, городе дети граждан будут собираться вокруг монумента славы, читать надписи и говорить о делах предков, радует мое сердце. Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми поколениями!.. Повторим истину несомнительную: в девятом-надесять веке один тот народ может быть великим и почтенным, который благородными искусствами, литературою и наукою способствует успехам человечества в его славном течении к цели нравственного и душевного совершенства!" (1802). Из такой исторической надежды вырастали и поэтические строки во славу России предшественника Карамзина, пиита XVIII столетия Василия Петрова:
И день от дня свои плоды приумножает. Не такова ли почти четырехвековая история Дома Романовых, и поныне существующего под святым благословением Образа Феодоровской Богородицы... |
По-прежнему возносятся в вечную синеву небес державные купола храмов,
хранящие прошлое некогда Царствовавшего Российского Дома: Успенского и
Архангельского соборов Московского Кремля, Троицкого собора Ипатьевского
монастыря в Костроме, Феодоровского собора в Царском Селе, Петропавловского
собора в С.-Петербурге, Покровского собора в Тобольске и Вознесенского - в
Екатеринбурге... Тому подтверждение слышится и в историческом определении
русского философа В. С. Соловьева, полагавшего, что "церковь и государство,
первосвященник и царь, разделенные и враждебные в настоящем, могут найти
свое истинное и окончательное единство лишь в пророческом будущем". Прав был Николай Михайлович Карамзин, утверждавший: "...Гражданин должен читать историю. Она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества". Да, должно читать Историю! Благословенная мысль. Способная - будем верить в это - внести умиротворение, утишить вновь вспыхивающие мятежные страсти очередной нарождающейся российской Смуты... Предупреждающим гласом из вековых глубин звучит вновь и вновь летописное слово: "Отягченное бремя греховъ нашихъ покаяниемъ и милостынями и прочими благими детелми разсыплемъ, - дабы премилостивый Богъ нашъ, человеколюбия ради своего, пощадилъ остаток рода християнскаго и потребиль отъ насъ враговъ нашихъ, и злолукавый советь ихъ искорениль, и остатокъ бы Российскихъ царствъ и градовъ и весей миромь оградилъ и всякия благодати исполнилъ. И не предасть насъ врагомъ в расхищение и въ плен". От безымянных "ревнителей старины" до Государей российских существовало всегда понятие державной чести за свою страну, за дорогое сердцу Отечество. "...Надлежит обладаемых нами к мирному, благоутешительному и любовному всех, всякого чина и возраста православных христиан лучшему состоянию и укреплению... предумышляти, устрояти и уставляти", - поучал в речи на Земском Соборе 1682 года Царь Феодор Алексеевич Романов, внук Михаила Феодоровича. Царский посох Державной власти Московского Кремля одинаково тяжел во все исторические времена на Руси... |
Кострома-Москва-С.-Петербург-Челябинск, 1993, март-октябрь
Алексей Казаков