Что это? Повальная эпидемия или же тайное очарование, скрытое под лубочно-яркими, детски-сказочными образами?
Начало начал, рождение звука, импульс к написанию у каждого художника происходит по-своему. Но в целом, без того, чтобы анатомировать великое таинство - вдохновение, можно художников на две группы. Одни - для которых импульсом к написанию является конструктивное начало, идея, слепок формы, который заполняется после содержанием, принимая желаемые черты (например, Шостакович, Хиндемит). Другие = для которых изначальным импульсом является яркое образное воображение, которое диктует собой форму, материал и цвет (например, Прокофьев, Шуман). Ко второй группе, несомненно, принадлежит и Мусоргский. Поэтому "Картинки с выставки", написанные после посмертной выставки его друга, художника Виктора Гартмана, не являются, на мой взгляд, музыкальными иллюстрациями работ художника. Точно так же, как и картины Гартмана нельзя назвать невольными иллюстрациями музыки Мусоргского. Скорее всего, помимо желания отдать дань талантливому художнику и другу, выставка Гартмана для Мусоргского была тем самым импульсом, который лишь в своем первом озарении был связан с реальными картинами Гартмана. Думаю, что даже не сами картины вдохновили Мусоргского (связь между ними и его музыкой весьма условна), а сама идея создания музыкальной выставки ...
Лера Авербах,
29 декабря 1994 г.