Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Литература

ПРО "ПРИНЦИП ПУГАЧЕВОЙ" И АЛГОРИТМЫ УСПЕХА

Между энциклопедией выживания, многочисленными детективами и практическим пособием по охоте на мужчин -- автор всех этих книг и наш знаменитый земляк Андрей Ильичев (литературный псевдоним -- Андрей Ильин) считает -- есть общее. Во всех этих книгах он пытается формулировать алгоритмы или методики достижения успеха. И судя по тому, что многим людям эти "сценарии" поведения помогли добиться цели в реальной, а не книжной жизни - -дело свое Андрей Александрович делает не зря. Да и его личный пример заслуживает внимания. Стать одним из самых издаваемых авторов в России -- это многого стоит.

Часто к Андрею обращаются как к эксперту по вопросам выживания как в природных условиях, так и в условиях города. Обратился и я, сузив тему до "детской" -- что должны предвидеть родители, чтобы помочь своим детям адаптироваться к условиям взрослой жизни. Получились любопытные советы по выживанию для детей и их родителей.

-- Первой средой обитания малыша становится квартира или дом родителей. Мы привыкли слышать, что дом -- моя крепость...

-- Но и место потенциальной опасности, -- сразу же подчеркнул мой собеседник. -- Общеизвестно, что большинство ожогов люди получают не в горячих цехах, как казало бы, а на кухне. Так сковородка, повернутая ручкой от плиты может стать причиной несчастья для ребенка, который "запнется" о ее ручку головой и опрокинет эту сковороду. А сколько несчастных случаев происходит в ванной -- и среди пожилых людей, и среди детей.

Мы привыкли судить об опасностях в квартире с точки зрения себя, взрослого. Смотреть на это с высоты своего роста. А нужно изменить точку зрения -- в прямом смысле. Для этого встать на четвереньки, чтобы сравняться в росте со своим ребенком и обойти квартиру. Вот шкафчик. Шкафчик, как шкафчик -- но это для вас. А если его заденет ребенок и начнет качать. Шкаф может повалиться на него... Вот висят ходики с гирькой. Симпатичная вещь. Опять же для вас. А если ребенок начнет тянуть за эту гирьку, они могут сорваться и сильно ударить... Домашние растения могут оказаться ядовитыми, а ребенок их захочет попробовать... Вы считаете, что у вас два милых существа в доме -- ваш ребенок и ваш ротвеллер, ...который может начать конфликтовать с малышом даже из-за ревности к хозяину...

-- Одна моя знакомая позволила маленькому сыну залезть в розетку. Чтобы раз и навсегда такая охота отпала...

-- Поступила разумно, правда лучше такой урок преподать с напряжением менее опасным, чем в розетке. Это же касается и знакомства с горячим-холодным. Вообще больше нужно стараться не говорить, а отыгрывать различные опасные ситуации.

Этот же сценарный подход касается и различных криминальных опасностей. Таких, например, как проникновение в квартиру злоумышленников в отсутствии родителей. Куда в такой ситуации звонить ребенку. Где быстро найти нужный телефон? Что кричать в окно, как звать на помощь? Все это лучше оговорить и отыграть с ребенком заранее.

-- Все, о чем мы с вами говорили касается маленьких детей. Как известно, маленькие дети -- маленькие проблемы...

-- С подростками действительно больше проблем. Больше ждет родителей и опасностей в жизни их ребенка. Предстоит решать задачу отслеживания подросшего чада. Да, в прямом смысле, -- подслушивать, подглядывать, проверять содержимое карманов. Вдруг обнаружите в одном из них наркотики. Что делать? Ни в коем случае сразу не устраивать разборок. Нашли наркотики у сына -- не выкладывайте перед ним своих козырей, тем более что ребенок выкрутится -- вы ведь сами в глубине души хотите этого, чтобы он оправдался. Нужно накапливать информацию. Нашли наркотики несколько раз, тогда и нужно думать, что делать, как поступать. Тогда и ребенку будет сложнее отбрехаться, да и вы напугаетесь сильнее.

-- И как же реагировать?

-- Не дожидаться реального наказания со стороны общества, которое придет в виде милиции или еще чего-то, а провоцировать его самим. Например, пошли бы к участковому и пусть за денежки он поймает с поличным ваше чадо, а потом попугает подростка, по вашему же сценарию. Пусть он поймет, чем для него это увлечение может закончиться. Лучше это делать, конечно, со знакомым сотрудником милиции. Или с врачем -- пусть устроят подростку пребывание в наркодиспансере. Люди, в том числе и дети, особенно в переходном возрасте, не верят словам.

-- А взрослые часто не хотят разрушать положительный образ своего ребенка.

-- С этим, действительно, не стоит торопиться. Расскажу реальный случай. У моего знакомого из карманов стали пропадать деньги. Сын регулярно в тихую брал их у папы. Сын -- вор, что делать? Отец пошел в школу, в ... туалет, где узнал кто в школе самый страшный хулиган. Встретился с ним и договорился, что тот за определенную плату будет бутузить тех трех обидчиков сына. Так и было. И побои сына тут же закончились. И деньги больше не пропадали.

-- Итак, опасности для физического здоровья, опасность "заразиться" наркотиками. На какие бы еще опасности Вы бы обратили внимание в нашем разговоре?

-- Может быть это кого-то удивит, но считаю, что серьезная опасность для растущего ребенка заключается в том, что родители начинают по своему образу и подобию создавать своих детей.

-- В чем же здесь опасность?

-- В том, что детям это скучно. Когда отец уверяет сына: ты будешь, как и я инженером, и я тебя классно устрою. Юность всегда настроена на рывок.

Надо к своим детям подходить более жестко, если хотите, чем к посторонним. Есть такая сказка про Золушку -- все ее знают. Давайте посмотрим на нее с другой стороны. Как мачеха относилась к своим дочерям и как к падчерице, что мечтала для своих дочерей, а кого в итоге выбрал принц? Мне кажется, что в новых условиях детство должно заканчиваться раньше, чем это было у ребят нашего поколения. В 12-13 лет ребенок должен уже знать откуда берутся деньги, что на них можно купить и что нужно сделать, чтобы они появились. Не случайно же было ЧП, если дочери царя десять минут сидели без дела -- постоянно чем-то занимались, чему-то учились. Не случайно и будущий император в детстве проходил "воинскую службу" -- пусть в игрушечном полку, пусть ему никто не бил по лицу, не оскорблял и не унижал. Но все равно солдатскую лямку он попробовал, чтобы знать хоть в какой-то мере жизнь своих будущих подданных.

Деньги -- идеальное средство, чтобы воспитать ребенка, подготовить его к взрослой жизни. Но пока очень многие легко разбогатевшие семьи не могут превратить свои богатства в блага для своих детей. Умудряются, наоборот, этим идеальным средствов покалечить их. Родители-то отбивали, отвоевывали свои деньги -- честно или нечестно -- это другой вопрос, но они боролись, становясь богатыми. А их ребенок удар не держит, не умеет драться. В результате растут дети-паразиты, живущие пока жив организм-кормилец. Ведь что будет дальше -- не станет папы или мамы -- и это чадо окажется неспособным даже удержать нажитые родителями богатства. Так сейчас мы наблюдаем появление буржуазного класса, который может выродиться через одно-два поколение, просто потому, что дети не смогут двигать и развивать начатое дело, а привыкли только потреблять. Не смогут даже удержать накопленное родителями.

-- Мы что-то заговорили о богатых. Это, конечно, интересно, но не все же богатые..

-- Дело в том, что развратить можно на любом уровне благосостояния. Дав лишнюю конфетку. Или купив лишний "Ягуар". Принцип в обоих случаях должен быть один. Все должно быть заработано. Не открою Америки -- чем богаче дети, тем они бывают беспризорнее. Родители предпочитают откупаться от них деньгами , вместо того, чтобы превратить эти финансовые возможности во благо для ребенка.

-- Что это может быть за благо?

-- Возможность дать навыки востребованных профессий. Не бальным танцам учить, потому что это красиво. Но потом в жизни ничего реального не принесет. А тем навыкам, которые реально пригодятся. Купили компьютер, хорошо. Но не для того, чтобы тратить за ним время на игры. Работает у вас в фирме компьютерщик, получает хорошую зарплату, пусть у него появится еще одна обязанность -- научить вашего сына работать на компьютере, выполнять те задачи, которые необходимы для вашей фирмы. Есть у вас бухгалтер -- и он пусть на время станет наставником вашего ребенка. Так и времени на разные глупости, порой опасные, останется у подростка мало.

В идеале, если у вас есть свое дело, ребенок должен по мере сил участвовать в нем.

-- А если своего дела у родителей нет, ведь таких все же большинство?

-- Тогда нужно стремиться дать востребованную профессию. Пусть сами вы в ней ничего и не понимаете. Именно об этом я говорил, когда сказал, что не надо стремиться делать ребенка по своему образу и подобию, если конечно, сами себя и общество вас не относит к людям удачливым и успешным. Если же вы не такие, то ориентируйте своего сына или дочь на знакомых, добившихся заметных успехов в профессии и жизни. И стремитесь дать навыки этой профессии. Для этого можно платить специалисту, А можно, что называется вашему сыну пойти в "подмастерье" , выполнять черновую работу, быть на побегушках, но зато в форме оплаты получать ценные навыки. Мое убеждение, что учиться нужно не в различных спецшколах, а у специалистов, которые не только смогут обучить практическим навыкам, но и ввести в круг коллег и клиентов, что очень ценно.

Есть еще одна вещь, которую хорошо бы "дать" ребенку. Это разглядеть его талант и дать возможность ему развиться. Талант -- штука хорошая, которая и кормит и приносит удовольствие. Но к выявлению таланта подходите без сюсюканья, советуйтесь со специалистом, да не с одним. Иначе ошибка может больно отразиться на жизни ребенка.

Есть еще одна сторона, на которой стоит остановиться. Если вы не чувствуете в себе сил, чтобы вытащить своего ребенка к будущим высотам, чтобы устроить в дальнейшей жизни. Существует еще одно правило для достижения этих целей. Постарайтесь "втолкнуть" свое чадо в то общество, которое его потащит вперед -- более удачливых, более богатых. Через знакомых, через различные секции, студии и т.д. Хотите, чтобы вашего сына окружали умные сверстники, введите его в их ряды. Хотите, чтобы ваш сын "присосался" к богатым мальчикам и в будущем жил за их счет, и это при желании можно сделать.

Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка -- это не защищать его от окружающего мира, а адаптировать к нему, но на подстраховке. Сами создавая взрослые ситуации по своему сценарию. Как-то ко мне обратились с просьбой помочь решить такую "педагогическую" проблему -- пятиклассник наотрез отказывался ходить в школу. И педсовет собирали, и пороли его -- ни в какую. Я был убежден, что ничего не измениться, пока не удастся доказать ему выгодность ходить в школу. И тогда я придумал такой сценарий. Родители согласились с сыном: не хочешь -- не ходи. Только до совершеннолетия мы должны тебя содержать, поэтому устраивайся на работу сам, пока не закончатся школьные годы. Мальчик обрадовался, пошел искать работу -- никуда его, конечно, не взяли -- мал еще. И тут на "арену" вступаю я -- могу помочь. И устраиваю в заранее оговоренное место, куда на "зарплату" уже были переданы деньги. Мальчик устроился уборщиком и драил вверенное помещение на полную катушку, а к нему контролирующая сторона постоянно цеплялась, заставляя перемывать. Через несколько дней он "сдался" родителям -- хочу в школу. Школа для него стала более выгодным занятием.

Главный принцип педагогики, который для себя вывел покажется кому-то странным и даже, может быть, негуманным. Забудьте о ребенке лет до 12-13, нет, конечно, так, чтобы он был сыт и одет, но главное в эти годы работайте на себя. Создавайте свои продукты, развивайте способности, заводите знакомства -- все это делайте, чтобы стать кем-то к тому подростковому возрасту, когда ребенок станет критически ко всему относиться, в том числе и к с своим родителям. Тогда ваша ценность, как родителя будет оцениваться не только накопленными материальными благами, но и теми перспективами, которые вы сможете дать ребенку и еще вашим кругом общения. Это я называю принципом Пугачевой -- отправили маленькую дочь, но зато пахала на себя, стала Пугачевой, забрала дочь, обеспечив ей прекрасное будущее, за что та будет ей всю жизнь благодарна.

 

Беседовать с Андреем Ильичевым было, как всегда, интересно. Возможно, не все его мысли и правила покажутся нашим читателям бесспорными. Но бесспорно будут интересны и значит полезны. Чтобы по-новому взглянуть на казалось бы многие "простые истины".

Сергей БЕЛКОВСКИЙ