|
МОНОЛОГ
Мастер-класс Сергея Маковецкого
|
Свой мастер-класс артист назвал "знакомством": "Вы лучше узнаете
меня, а я -- вас".
Для начала был показан короткометражный фильм "Ты да я да мы с тобой",
в котором режиссер Александр Велединский обратился к вечной теме "маленького
человека". "Короткий метр" о двух братьях-путейщиках (в главных
ролях Владимир Стеклов и Сергей Маковецкий) с энного километра. От одиночества
каждый из них по-своему сходит с ума и ищет себе развлечения. У Серафима живет
пес Дозор. Убийство собаки младшим братом Василием (С. Маковецкий) становится
кульминацией маленького сюжета и совершенно неожиданно для зрителя. Когда старший
брат находит тело своего любимца и понимает, кто его убил, возникает естественное
желание взяться за топор. И Серафим берет топор и гонится за Васькой.
"Мне
понравился ваш вскрик, когда Василий убивает собаку. Значит, режиссерский ход
удался", -- похвалил Сергей Васильевич публику и попросил выразить свое впечатление
от увиденного. Мнения о фильме внятно так и не прозвучали. Кто-то задал вопрос:
"А почему им нельзя было уехать от этого одиночества?" "А куда?"
-- вопросом на вопрос ответил актер.
Лирическое отступление: Сразу вспомнилась реплика Мармеладова из "Преступления
и наказания": "Самое страшное -- это когда человеку пойти некуда".
Опять же тема "маленького человека".
После ответов на несколько вопросов, С. Маковецкий рассказал о том, почему
он согласился именно на эту роль. "Я уже прочитал сценарий к фильму, когда
поехал в деревню под Киевом, к своим родственникам. А там у меня двоюродный брат.
По профессии -- механик широкого профиля. Я ему рассказываю, где я путешествовал,
в каких странах бывал. А он мне: "Да... Ты и там, и сям был. А я вот нигде
не был. Да и не буду уже. И тогда-то я понял, что чувствует Василий и как его
нужно сыграть".
Стандартный вопрос: "Кого из своих героев вы любите больше всего?"
Ответ: "Я люблю всех своих героев. И Швабрина из "Русского
бунта", и Иоганна из фильма "Про уродов и людей", и Макарова из
одноименной картины. Что мне нравится -- это возможность выбора и неоднозначность
выбора моего героя".
Об этой же неоднозначности Сергей говорил, отвечая на вопрос о "странности
и отрицательности" его героев: "Я вообще не понимаю, что значит положительный
герой. Скажите мне, что значит положительный герой? Вот я играю Швабрина -- офицера,
перешедшего на сторону Пугачева. Перед ним стоял выбор: предать и жить, быть правой
рукой предводителя бунта или погибнуть под секирой... Он выбрал первое. А кто
в праве судить человеческие поступки".
Рассказывая о своей роли в фильме"Про уродов и людей", С. Маковецкий
поведал о создании одного из самых ярких эпизодов фильма: Иоганн едет делать предложение.
Черная вода невского канала, черный немигающий взгляд и белые лилии в руках. Комментарии
артиста коснулись его глаз и лилий. "Я сказал режиссеру, что глаза здесь
должны быть особенного какого-то цвета. Мы пошли в офтальмологический центр и
стали подбирать линзы. Сначала голубые -- нет. Зеленые -- тоже нет. Все перемерили.
Я говорю: "Давайте еще!" "Остались только с диоптрией", --
отвечают мне. "Все равно давайте!" В итоге на съемках я плохо видел,
но эпизод получился что надо: глаза черные". Теперь о лилиях: "Чтобы
на набережных было мало людей, мы снимали рано утром. И цветы приготовленные ко
дню съемок завяли. Тут же принесли букет других цветов. Но нам нужны были только
лилии. В итоге все-таки нашли где-то в частной оранжерее лилии и спасли контрастность
той сцены: черное и белое".
Еще о линзах: "В финальной сцене я должен был пустить слезу. Но
из-за линз никак не мог этого сделать, хотя знаю, как обойтись без глицериновой
слезы. Меня Леночка Майорова научила, царство ей небесное. Сжимаешь веки сильно,
а потом долго смотришь в одну точку". И тут слеза действительно пролилась
из левого глаза Маковецкого, за что он был вознагражден бурными аплодисментами.
Еще зрители узнали о том, почему Сергей Васильевич не приехал на прошлый кинофестиваль:
у него умерла мама, не дожив до 70-ти лет, на которые он хотел собрать всех ее
родственников, друзей. Но... "Мы живем будущим. Забываем, что завтра может
не быть", -- грустно заключил актер.
Сергей играл, импровизировал, жестикулировал. Все время стоял, используя стул
лишь для опоры. Не давал скучать зрителям и пришедшим к нему молодым актерам.
Был импульсивен и ярок. Оправдал ожидания.
И напоследок он сердечно поздравил всех с праздником Крещения Христова.
Я н а М и к к
|