Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Фестивали

МОНОЛОГ

Мастер-класс Сергея Маковецкого

 

Свой мастер-класс артист назвал "знакомством": "Вы лучше узнаете меня, а я -- вас".

Для начала был показан короткометражный фильм "Ты да я да мы с тобой", в котором режиссер Александр Велединский обратился к вечной теме "маленького человека". "Короткий метр" о двух братьях-путейщиках (в главных ролях Владимир Стеклов и Сергей Маковецкий) с энного километра. От одиночества каждый из них по-своему сходит с ума и ищет себе развлечения. У Серафима живет пес Дозор. Убийство собаки младшим братом Василием (С. Маковецкий) становится кульминацией маленького сюжета и совершенно неожиданно для зрителя. Когда старший брат находит тело своего любимца и понимает, кто его убил, возникает естественное желание взяться за топор. И Серафим берет топор и гонится за Васькой.

Автограф для "Глобуса""Мне понравился ваш вскрик, когда Василий убивает собаку. Значит, режиссерский ход удался", -- похвалил Сергей Васильевич публику и попросил выразить свое впечатление от увиденного. Мнения о фильме внятно так и не прозвучали. Кто-то задал вопрос: "А почему им нельзя было уехать от этого одиночества?" "А куда?" -- вопросом на вопрос ответил актер.

Лирическое отступление: Сразу вспомнилась реплика Мармеладова из "Преступления и наказания": "Самое страшное -- это когда человеку пойти некуда". Опять же тема "маленького человека".

После ответов на несколько вопросов, С. Маковецкий рассказал о том, почему он согласился именно на эту роль. "Я уже прочитал сценарий к фильму, когда поехал в деревню под Киевом, к своим родственникам. А там у меня двоюродный брат. По профессии -- механик широкого профиля. Я ему рассказываю, где я путешествовал, в каких странах бывал. А он мне: "Да... Ты и там, и сям был. А я вот нигде не был. Да и не буду уже. И тогда-то я понял, что чувствует Василий и как его нужно сыграть".

Стандартный вопрос: "Кого из своих героев вы любите больше всего?"

Ответ: "Я люблю всех своих героев. И Швабрина из "Русского бунта", и Иоганна из фильма "Про уродов и людей", и Макарова из одноименной картины. Что мне нравится -- это возможность выбора и неоднозначность выбора моего героя".

Об этой же неоднозначности Сергей говорил, отвечая на вопрос о "странности и отрицательности" его героев: "Я вообще не понимаю, что значит положительный герой. Скажите мне, что значит положительный герой? Вот я играю Швабрина -- офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Перед ним стоял выбор: предать и жить, быть правой рукой предводителя бунта или погибнуть под секирой... Он выбрал первое. А кто в праве судить человеческие поступки".

Рассказывая о своей роли в фильме"Про уродов и людей", С. Маковецкий поведал о создании одного из самых ярких эпизодов фильма: Иоганн едет делать предложение. Черная вода невского канала, черный немигающий взгляд и белые лилии в руках. Комментарии артиста коснулись его глаз и лилий. "Я сказал режиссеру, что глаза здесь должны быть особенного какого-то цвета. Мы пошли в офтальмологический центр и стали подбирать линзы. Сначала голубые -- нет. Зеленые -- тоже нет. Все перемерили. Я говорю: "Давайте еще!" "Остались только с диоптрией", -- отвечают мне. "Все равно давайте!" В итоге на съемках я плохо видел, но эпизод получился что надо: глаза черные". Теперь о лилиях: "Чтобы на набережных было мало людей, мы снимали рано утром. И цветы приготовленные ко дню съемок завяли. Тут же принесли букет других цветов. Но нам нужны были только лилии. В итоге все-таки нашли где-то в частной оранжерее лилии и спасли контрастность той сцены: черное и белое".

Еще о линзах: "В финальной сцене я должен был пустить слезу. Но из-за линз никак не мог этого сделать, хотя знаю, как обойтись без глицериновой слезы. Меня Леночка Майорова научила, царство ей небесное. Сжимаешь веки сильно, а потом долго смотришь в одну точку". И тут слеза действительно пролилась из левого глаза Маковецкого, за что он был вознагражден бурными аплодисментами.

Еще зрители узнали о том, почему Сергей Васильевич не приехал на прошлый кинофестиваль: у него умерла мама, не дожив до 70-ти лет, на которые он хотел собрать всех ее родственников, друзей. Но... "Мы живем будущим. Забываем, что завтра может не быть", -- грустно заключил актер.

Сергей играл, импровизировал, жестикулировал. Все время стоял, используя стул лишь для опоры. Не давал скучать зрителям и пришедшим к нему молодым актерам. Был импульсивен и ярок. Оправдал ожидания.

И напоследок он сердечно поздравил всех с праздником Крещения Христова.

Я н а   М и к к