Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Фестивали

На главную страницу фестиваля 
VII Международный
театральный фестиваль
"Камерата-Транзит '2003"

КРИК...

"Подсолнухи"
Драма по пьесе Т. Уильяиса "Крик" (еще одно название: "Спектакль для двоих")
Режиссер-постановщик Б. Юхананов
Сценография Ю. Харикова
Клэр -- Лия Ахеджакова, Феличе -- Виктор Гвоздицкий

Я села написать о "Подсолнухах". Cобираясь с мыслями, смотрела в окно: двор пересекал человек без ноги, он остановился и стал костылем раскапывать что-то в снегу... пивная бутылка... выкопав, переворачивать... бутылка выскальзывала... человек склонился на единственное колено... внимательно рассмотрев, отбросил, -- видимо, в ней был изъян... с трудом поднялся и заковылял прочь из кадра моего окна.

Сцена из спектакляЧто собственно произошло минуту назад? Фрагмент чьей-то жизни... трагической, невыносимой. И чтобы почувствовать это, вовсе не требуется подробностей, приведших этого человека к теперешнему состоянию. А вчера в спектакле?

Крик... пронзительный, невыносимый где-то внутри. События путаются, грани между жизненной и сценической реальностями размыты. Зрители с холодной обыденной логикой после первых сцен перестают понимать, где происходит действие, кто эти люди, зачем все это, поэтому встают и уходят. Им нужны подробности и недостаточно ощущения несчастья, вползающего в каждого из присутствующих.

Сестра и брат, Клэр и Феличе -- актеры, -- начинают репетировать пьесу, написанную Феличе, в основе которой лежат трагические события их подлинной жизни. Они одновременно репетируют, представляют себе будущих зрителей (периодически спускается черно-белый суперзанавес, расписанный множеством лиц с пустыми непроницаемыми глазницами), вспоминают, переживают, пытаются разобраться в прошлом. События происходят в их собственном доме? памяти героев? на сцене?... какая разница!

Сцена из спектакляЭта неопределенность, поддержанная пластикой декораций Ю. Харикова, отражает скорее психологически сложное устройство внутренней жизни героев, во многих аспектах сюрреалистическое, чем предметную видимую реальность: образ подсолнуха в основной конструкции и одновременно детская горка, семечки, нависающие над персонажами и они же падающие в огромных мешках откуда-то с неба.

Пережить и понять, что мир другого, второго, хрупок так же как твой, так же тянется к теплу и свету, думается, важнее, чем выстраивать в безупречный логический ряд развивающиеся события.

Светлана ЛИ