Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Фестивали

СФЕРА нового движения
ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
ИЗ ДНЕВНИКА ФЕСТИВАЛЯ

День первый, 15.05.01
Экспрессия минимализма

Первым предстал перед зрителями театр "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга. Существует эта самобытная авангардная группа уже больше одиннадцати лет. Мастерство танца, отточенное за этот немалый срок, чувствовалось с первого движения.

 
AM I OUT?
Балетмейстер Анук Ван Дайк (Нидерланды)
Музыка: Роберт Ван Хоймен, Уэйн Хорвитц

Темнота. Зал дышит на сотни голосов. Это продолжается долго. На грани нетерпения. Слышится шорох отъезжающего занавеса. Перед глазами контраст. Черные точеные фигуры и белый свет фонаря в руках одного из танцоров. Все предельно лаконично. Как будто в стиле минимализма, который подчеркивает красоту простых форм и их природную экспрессию. И это мгновенно сосредотачивает внимание и подстегивает интерес. Герой начинает пластический диалог со зрителем. Соло на фоне собственной тени. Невольно следишь только за тенью. Она то растет, приближаясь и достигая огромных размеров, то уменьшается до карликового размера. Фонарь переходит к другому. Все трое представили себя и свою тень. После "представления" и завязывается интрига. "Я здесь" или вне? Ты со мной или с ней?" - вопрошают героини пластического рассказа. Этот треугольник борьбы - с собой, с соперницей, с миром - вечен и необходим. Наслаивается мотив механистичности современного мира и дисгармонии между трепещущим живым существом и холодной бездушной машиной. Этот конфликт выразился в пластической метафоре: поезд, имитируемый музыкой и танцорами, перерезает жизнь. Треугольник света (от фонаря) уменьшается, и тьма поглощает пульсирующую жизнь, олицетворенную участниками спектакля.
Манипуляции со светом создавали эффект концентрированной сути. Контраст белого и черного цвета в конце смягчил бледно-оранжевый фильтр, вставленный в фонарь танцором. Намек на то, что восприятие мира не может быть однозначным? Или на то, что спектакль был не просто констатацией депрессивного состояния, но и попыткой из него выйти.

КЛЕНОВЫЙ САД
Поставлен дважды лауреатом национальной премии "Золотая Маска" Татьяной Багановой. За "Кленовый сад" она и получила вторую премию в 2001 году.
В составе группы "Провинциальные Танцы" представители Челябинска: Мария Козева, Ольга Севостьянова, Маргарита Вольфович, Сергей Землянский

Туман и громкий голос болотной птицы. И лунный свет. Такая обстановка провоцирует приступы сомнамбулизма. Бледность кожных покровов (обмазанные белым лица), непостижимость движений и танцев, диких и нежных одновременно, -- все признаки таинственной болезни. Сухое, ломаное дерево -- грустное напоминание о когда-то существовавшей яркой жизни.

Но постижение ничем не тормозится. Ни кажущейся сложностью сюжетной линии, ни экстравагантными изюминками спектакля. Ласковое прикосновение, интерпретировано как вытягивание из тела любимой нитей. То есть буквально! Танцор зубами вытягивает их из губ и других частей тела подруги. И четкость, четкость, четкость. В движениях, в пластических переходах, в подборе музыки, дополняющей психологическое впечатление. Лейтмотивом всему -- мерный и равнодушный крик птицы. Эстетическое наслаждение бесспорно.

 
ВЫХОД
Балетмейстер Анук Ван Дайк (Нидерланды)

День третий, 17.05.01
Классическая школа и "просто оригинальность": Золотой середины не найдено

Третий день фестиваля обещал обрадовать шедеврами от челябинских балетмейстеров Владимира и Ольги Пона. Но шарик ожиданий чего-то нового и качественного лопнул очень скоро.

Все миниатюры, поставленные Пона, включая этюд "Зарисовки с натуры", выглядели бледно на скромный взгляд автора. Форма и содержание в какой-то момент не нашли точки соприкосновения. Отдельные движения задевали своей эффектностью и силой, но связкам между ними недоставало незаметности, спонтанности. Легко было заметить, что сейчас исполнитель прыгнет или обрушится вниз. А песни, исполняемые самими актерами, и даже монолог одной из актрис? Невозможность чисто пластическими средствами передать смысл?

 

ГДЕ?
Балетмейстер Владимир Пона
Челябинский театр современного танца

Идея показать не выдумку, а обыденную жизнь привлекает зрителя близостью и понятностью, "теплотой". Но недовыраженность смысла опять притупляет интерес. Оригинальность - то единственное, наверное, что компенсирует смазанное впечатление.

Гораздо больше положительных эмоций от миниатюр балетной труппы челябинского театра оперы и балета. Тут не придраться к качеству исполнения. Вот она столь "надоевшая" зрителям и критикам классическая школа хореографии!
"Фобия", очень колоритно и проникновенно исполненная Анастасией Чумановой, передала мятежный вихрь эмоций, гнетущих психически нездорового человека.

"Гроза" под музыку Вивальди (в исполнении Ванессы Мэй) была авангардной посредством костюмов с фосфорическим рисунком. В темноте мелькали и свивались в смерч фосфорические нити, перебрасываемые одним солирующим другому. Симметричные композиционные решения попадали в точку.

Но, увы, в одном найдешь, а в другом потеряешь. В чем тут современность не ясно. Балетные и па, и поддержки, трико и выражения лиц.

И в финале танцевального вечера всех развеселили и разбудили артисты челябинского Камерного театра. Saloon, ковбои, девчонки в пышных юбках и привнесенная драматическая бесшабашность вытряхнули всю плавность и унылость из сумки впечатлений.