Челябинский глобус. Заглавная страница

Духовная сфера
*Музыка
*Вернисажи
*Театральная сцена
*Литература
*Фестивали
*Гастроли

Молодежная жизнь
Запасники
*Новинки издательств
*Частное мнение
*Знай наших!

Книга жалоб и предложений

Редакция
*Влад Феркель
*Дмитрий Латухин

 

Gif

[an error occurred while processing this directive]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Золотая серия
Предыдущие статьи
Версия для печати

 

Галерея ОкNо
Вернисажи

Челябинский глобус: Французский плакат

СТАРЫЙ PR

В Музее искусств Челябинской области проходит очередная выставка, но в центре внимания не картины, как это обычно бывает, а рекламные плакаты "старого" Парижа.

Афиши из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, иллюстрируют целую эпоху в истории Франции -- Belle Epoque, "прекрасного" времени между 1880 и 1914 годами.

Появление иллюстрированной рекламы во Франции было одним из ярких и значительных событий в искусстве. Художественная афиша расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в огромные выставочные залы. Именно в Париже в 1890-е складывались основные принципы и приемы, определившие развитие рекламного искусства целого столетия.

Этот триумфальный период в истории прикладной графики представлен именами известных художников второй половины XIX и начала XX веков, прославивших жанр коммерческой рекламы. Это признанный "отец художественной афиши" Жюль Шере, представители стиля Ар нуво -- Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы -- Адольф Вийетт, Гюстав Жоссо и Леонетто Каппьелло.

"Краткая" история афиши во Франции такова. Когда строились новые здания или реконструировались старые, их накрывали сеткой, чтобы не портить города. На эту самую сетку навешивали привлекательные плакаты с рекламой. Горожане не могли удержаться перед представленной красотой и порой просто-напросто срывали плакаты и прятали их у себя дома.

"Афишемания" -- такой диагноз в 1891 году метко поставил публицист и литератор Октав Юзанн. С появлением на улицах Парижа произведений Ж. Шере и А. Вийетт, в конце 60-х и начале 70-х к азартной охоте собирателей гравюр прибавилось большое количество новых участников. К концу XIX века можно было насчитать целую армию любителей афиш.

У художников того времени женщина была самым привлекательным образом. Особенно отличались так называемые "женщины-мухи". Одна из таких женщин и представлена на афише "Job" (вверху). Непростая на первый взгляд афиша, выполненная Мухой в 1898 году. (Муха был большим любителем игры со шрифтом и текстом.) Сразу не поймешь, что это реклама курительной бумаги фирмы Жана Борду. В центре внимания, конечно же, женщина. На плакате можно увидеть, как ее волосы плавно сливаются в единое целое с дымом от сигареты.

На первый взгляд трудно понять, что все афиши на выставке -- и есть реклама. Но если внимательно приглядеться, то можно выделить пиво, сигары, театр и даже каток. Можно увидеть рекламу фирм, которые существуют до сих пор. Одна из них -- "Клемент" (реклама велосипедов) и чуть в стороне хорошо узнаваемый "Мишлен".

Эльвира ТИМЕРГАЗИНА

 

ArtRuNet