Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Макромир Виктории Питиримовой

Давно и верно было подмечено : помогать нужно талантам, а посредственности себе дорогу сами пробьют. Для челябинского коллекционера Татьяны Джемс-Леви, известной в городе давнишней дружбой с художниками, эта аксиома стала жизненным принципом. Из чего и родилась идея ее арт-проекта "Кто мы? Куда идем?" Идея, которая воплотилась в цикле камерных экспозиций в "Галерее искусств", знакомящих челябинского зрителя с именами художников, чье творчество стало заметной страницей в панораме культурной жизни сегодняшнего Урала.

Несколько работ

Несколько работ

Среди экспонентов имена и хорошо известных мастеров, и молодых авторов. Объединяет их то, что, как сказал бы любимейший бард, "все они таланты, все они Поэты": Валентин Качалов, Зайнулла Латфулин, Сергей Черкашин, Виктория Питиримова, Любовь Серова.

Выставка Виктории Питиримовой -- вторая в этом цикле. И также как первая, "качаловская", она замечательна яркой самобытностью авторской интонации, остро ощутимой индивидуальностью творческого почерка молодого художника. Остроумного и наблюдательного, философически сдержанного и эмоционально отзывчивого, слегка ироничного и бесконечно доброжелательного. В общем, талантливого человека, наделенного чуткой душой, живущего в наше противоречивое время, а значит -- неоднозначно мыслящего.

Именно неоднозначность суждений, способность увидеть сложное в простом и рассказать просто о сложном и есть, пожалуй, творческое кредо художника Виктории Питиримовой. Поэтому так подолгу удерживают зрителя возле себя ее работы, предлагающие нам пристальней вглядеться в многослойность их смысла. В них привлекает и, порой, завораживает слитность серьезности и иронии, шутки и глубокомыслия, умение вдумчивого художника видеть необычное в привычном...

 Качалов о ПитиримовойИ передавать эту способность нам, зрителям, не изощрившим свой глаз в подобной зоркости. И тогда, глядя на мир через призму авторского видения, мы начинаем прозревать неожиданные связи вещей, казалось бы, полярных: одиночество человека и безмолвие вещи, закрытость людей и эмоциональность зверей...

Взгляните на Викиных "дворняг" -- ведь это же мы с вами! То бегущие в порыве неуемной деловитости, "задрав хвост" от сознания собственной значимости. То сиротливо тоскующие от одиночества и невостребованности, повернувшись "спиной" ко всему миру... Или мечтательно "тянущие нос" к безмятежному небу в бесконечной надежде -- "а вдруг все еще будет? И сразу отпадают все банальные вопросы: "Кто изображен? Насколько похоже?" "Узнаваемость" здесь только на уровне "сродства" душевных состояний, совпадений или несовпадений эмоционально-эстетических ощущений -- ваших и авторских.

Здесь художника более всего занимает не столько вопрос ЧТО изображать, сколько КАК изобра-зить. А это, согласитесь, гораздо ближе к сути вещей, чем внешне узнаваемый облик.

Единомышлинники

Экспериментируя с темой, материалом, технологией, Виктория в состоянии любую житейскую "мимолетность" облечь в изыски эстетической формы, обогащенной всем спектром внутренних ассоциаций, оригинальных художественных образов. В поисках наиболее точного воплощения своего замысла, Вика совмещает бархатистость пастели со звучностью цветной туши, выразительный силуэт линогравюры с ручной затиркой по трафарету, печать и аппликацию. Главное -- создание образа, его рождение из "сора" творческой кухни. И тогда именинный пирог становится центром "житийной иконы", важно восседая в кругу "клейм" - диафильмовских кадриков с мечтаемыми на долгожданный день рождения подарками. А слон разрастается в Дом, с оконными проемами на "шкуре" и ногами - столбами арок...

Повседневность с ее повторяющимися ситуациями становится эстетическим актом ТВОРЕНИЯ, если видеть или постараться увидеть в ней символы былой гармонии. Попытаться создать образ утраченной Миром гармоничности из разрозненных "случайных" впечатлений жизни, чтобы обнаружить за мелкостью "микро" величие "макро".

Попробуйте сами...

Е л е н а  Ш и п и ц ы н а