Челябинский глобус. Титульная страницаИз нашей коллекции

  Вернисажи

Двое

ДВА ОТЗЫВА

Есть мнение, что художник должен быть описан языком соответствующим его собственному художественному методу, то есть словесный образ -- адекватен изобразительному. Предлагаю два отзыва, два способа описания одного и того же события: открытие выставки художника Бориса Чернышева.

2 февраля 2001 года. 16 часов.
Выставочный зал Союза художников.

"Я, Борис Чернышев..."
Открылась выставка.
Вплываем в зал.
Город залит жарой.
Слепит раскаленное солнце.
Черный асфальт - чист.
(Под ногами паркет - плох.)
Шероховатость блюда -- непорочна,
Ее не нарушит изящная рябь ДЕКОра...
Рыбы -- их сестры
Нахальны в своем узоре.
В ясности геометрического убора
Лик любимой - явлен
Мадонна...
...
И все увидели, что это хорошо...

"Я, Борис Чернышев.
Мне многое дано и много я должен был сделать к этой выставке.
Да климат не позволяет. Так что смотрите то, что есть,
И не судите слишком строго."

Из выступления художника на открытии выставки

 
Традиционное описание

Борис Чернышев свое художественное кредо: минимальными выразительными средствами, пластикой, ритмом и композиционными построениями создать максимально выразительный, "сильный" образ, многозначно читаемый, продекларировал в африканской тематике в конце 80 годов. В основе -- условный знаковый язык авангардного искусства, был поднят флаг беспредметничества, генетическую связь которого с народным искусством он всегда подчеркивал.

Африканская тематика, кроме того,что это своеобразная антитеза неэстетичной ( вспомним рекламу на улицах ) и агрессивной урбанистической среды, это еще и игра, выявляющая темперамент и деятельную натуру художника. В 1988 он стал лидером и теоретиком творческого молодежного объединения "Африканский клуб", который за два года выдал пять (5!) выставок.

Официально городу Борис Чернышев был представлен в 1993 году на первой персональной выставке в картинной галереи, где он показал свои "африканизмы".

Серия "Африканский алфавит"

Серия "Африканский алфавит", 1989-1990
Портрет, б. акв., 1997
Вверху: Двое, х.м., 1998
Внизу: Рыбы.
Шамот, ангоб, глазурь, 1999-2000

Портрет

Выставка 2001 года позволяет убедиться, что графика, живопись, керамика Бориса Чернышева не утратили свежести, актуальности, более того -- приобрели классичность, серьезность и даже некоторую успокоенность...

Наиболее ярко эта тема реализовалась в графике, гравюре на картоне в серии "Африканский алфавит"... За основу берутся знаки, семантически одинаково читаемые в пространстве и времени истории искусств:
треугольник -- устойчивость,
спираль -- развитие, движение,
решетка -- уравновешенность,
круг -- всеобщность, но и замкнутость...

Серия "Рыбы"В серии декоративных блюд Чернышев усмиряет буйство открытого цвета, столь неуместного для этого "бедного"материала Стильно решена экспозиция с керамикой. Декоративность здесь иного свойства: деликатная, не позволяющая заслонить сам материал. Теплые ангобные естественные тоны керамики не растворились на светлом фоне стены: белое на белом, как у Малевича...

Свои живописные полотна художник трактует более как декоративные панно... Борис Чернышев создает свой мир живописно -- пластической ясности, чистоты, соразмерности и порядка, эстетически полноценный и духовно осмысленный.

Н а т а л ь я   К о з л о в а