Челябинский глобус: Французский плакат
СТАРЫЙ PR
В Музее искусств Челябинской области проходит очередная выставка, но в центре внимания
не картины, как это обычно бывает, а рекламные плакаты "старого" Парижа.
Афиши из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина,
иллюстрируют целую эпоху в истории Франции -- Belle Epoque, "прекрасного" времени между 1880
и 1914 годами.
Появление иллюстрированной рекламы во Франции было одним из ярких и значительных событий
в искусстве. Художественная афиша расширила пространство культурной среды, превратив улицы
европейских городов в огромные выставочные залы. Именно в Париже в 1890-е складывались
основные принципы и приемы, определившие развитие рекламного искусства целого столетия.
Этот триумфальный период в истории прикладной графики представлен именами известных
художников второй половины XIX и начала XX веков, прославивших жанр коммерческой
рекламы. Это признанный "отец художественной афиши" Жюль Шере, представители стиля Ар нуво -- Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы -- Адольф
Вийетт, Гюстав Жоссо и Леонетто Каппьелло.
"Краткая" история афиши во Франции такова. Когда строились новые здания или
реконструировались старые, их накрывали сеткой, чтобы не портить города. На эту самую
сетку навешивали привлекательные плакаты с рекламой. Горожане не могли удержаться перед
представленной красотой и порой просто-напросто срывали плакаты и прятали их у себя дома.
"Афишемания" -- такой диагноз в 1891 году метко поставил публицист
и литератор Октав Юзанн. С появлением на улицах Парижа произведений Ж. Шере и А. Вийетт,
в конце 60-х и начале 70-х к азартной охоте собирателей гравюр прибавилось
большое количество новых участников. К концу XIX века можно было насчитать целую армию
любителей афиш.
У художников того времени женщина была самым привлекательным образом. Особенно отличались
так называемые "женщины-мухи". Одна из таких женщин и представлена на афише "Job" (вверху).
Непростая на первый взгляд афиша, выполненная Мухой в 1898 году. (Муха был большим
любителем игры со шрифтом и текстом.) Сразу не поймешь, что это реклама курительной бумаги
фирмы Жана Борду. В центре внимания, конечно же, женщина. На плакате можно увидеть, как
ее волосы плавно сливаются в единое целое с дымом от сигареты.
На первый взгляд трудно понять, что все афиши на выставке -- и есть реклама. Но если
внимательно приглядеться, то можно выделить пиво, сигары, театр и даже каток. Можно увидеть
рекламу фирм, которые существуют до сих пор. Одна из них -- "Клемент" (реклама велосипедов)
и чуть в стороне хорошо узнаваемый "Мишлен".
Эльвира ТИМЕРГАЗИНА
|